Причем подобное требование предъявляется не только к менеджерам, принимающим серьезные решения, но и к соискателям, претендующим на стартовые позиции — стажерам (от департамента HR до коммерческого отдела).

Что это за качество, зачем оно нужно и как его приобрести — этим трем вопросам, охватывающим проблему эффективного мышления, я посвятила данную статью.

Ответ на второй вопрос — Для чего нужно умение работать с информацией? — лежит на поверхности, хотя на первый взгляд может и казаться, что это не так. Зачастую люди считают, что информированность (как простое знание фактов) является достаточным условием для успешной деятельности, в то время как истинно ценная информация скрывается за поверхностью фактов, и чтобы обнаружить ее, надо хорошо владеть такими «техниками» мышления как анализ, обобщение, систематизация и творческий подход.

Даже работая на стартовых позициях, сотруднику постоянно приходится принимать решения, от которых зависит то, насколько успешной будет его работа в дальнейшем. Так, например, среди функций стажера отдела по работе с персоналом — регулярный просмотр резюме, поступающих по электронной почте, а также поиск подходящих резюме в интернете. Количество резюме, которые приходится ежедневно просматривать и оценивать, может достигать нескольких десятков и даже сотен. Опытные рекрутеры тратят на каждое резюме в среднем по 10 секунд — этого времени хватает на то, чтобы принять решение: стоит ли проводить с кандидатом собеседование. Понятно, что для такой работы сотруднику необходимо умение оперативно анализировать информацию.

При отборе на вакантную позицию, с целью оценить мыслительные способности кандидатов, часто используется такая форма групповой работы как кейс-стади. Зачастую ситуация, требующая решения, описывается на 30-50 и более страницах, поэтому в условиях ограниченного времени (обычно на кейс дается около часа) волей-неволей приходится отсекать в тексте заведомо ненужную информацию, выделяя приоритетную — ту, которая действительно относится к условиям задачи.

Способность грамотно работать с деталями — очень яркий индикатор умения мыслить аналитически. Если вы, рассказывая менеджеру по персоналу о своем опыте работы или излагая решение кейса, чувствуете, что уходите в конкретику, остановитесь и задайте вопрос: «Насколько сейчас важна эта информация?».

На основании анализа проводится классификация, иначе говоря — упорядочивание воспринимаемой информации и собственного опыта. Например, любому сотруднику, занимающемуся продажами товаров или услуг своей фирмы, желательно иметь хотя бы примерную классификацию возможных типов клиентов, чтобы вовремя понять, с кем стоит продолжать переговоры или начать работать, а на кого — лучше не тратить время.

Чтобы продемонстрировать пример «плохого» клиента, можно описать следующую ситуацию из практики работы кадрового агентства. В агентство обращается компания, желающая найти специалиста по системе Lotus. На встрече с рекрутером представитель компании подробно расспрашивает о том, занималось ли агентство вакансиями, связанными с Lotus, для каких компаний, насколько успешны были поиски, в каких компаниях используется данная система. При этом клиент отказывается от любых форм предоплаты. Это поведение типичного «маркетолога», истинной целью которого является выяснить ситуацию на рынке, чтобы успешно продать свой продукт (в данном случае — Lotus). Ему не нужны новые сотрудники, он под благовидным предлогом использует кадровое агентство как источник получения информации.

Анализ и упорядочивание собственного опыта убережет вас от многих ошибок в будущем.

Помимо аналитических способностей, работодатели ожидают от молодого специалиста проявления системности мышления. Что такое система? Это некая целостность, части которой, взаимодействуя друг с другом, образуют ее свойства. Причем свойства системы не сводятся к свойствам отдельных частей. Каждая система в качестве элемента включена в другие, более крупные системы. Рынок — та же система, в которую в качестве элементов входят различные отрасли или сегменты (черной металлургии, нефтегазовый, IT, товаров народного потребления, страхования и так далее). В то же время каждый сегмент представляет собой систему, элементами которой являются компании, работающие в данной отрасли. У каждой из них свои цели, ценности и своя роль в этой системе, при этом каждая роль выполняет свою функцию. Знание ситуации на своем рынке и умение правильно оценить события, происходящие в компании, в контексте этой ситуации и ее изменений, — важнейшая компетенция, без которой невозможно стать менеджером-профессионалом. Поэтому вопрос рекрутера или менеджера по персоналу — «Расскажите, как вы видите ситуацию в отрасли, стране и так далее» — направлен именно на выявление умения кандидата мыслить масштабно, увязывать различные факты в единую картину. Причем эрудированность, знание фактов, здесь не так важна, как демонстрация способности обобщать и систематизировать информацию.

Творчество, умение нестандартно мыслить — еще одна компетенция, являющаяся залогом будущего успеха. Вопреки распространенному мнению о том, что способность к творчеству либо заложена в человеке от рождения либо нет, психологи давно доказали, что творческий потенциал заложен практически в каждом из нас, и нужно уметь его раскрыть. Существуют специальные тренинги, посвященные развитию творческого мышления, пользующиеся большой популярностью и действительно помогающие людям открыть в себе новые возможности. По выражению Э. де Боно, известного психолога, разработавшего теорию латерального (нестандартного, творческого) мышления, «если IQ сравнить с «лошадиными силами» автомобиля, то мышление эквивалентно искусству вождения». Автор цитаты подразумевал под словом «мышление» именно способность нестандартно мыслить. Что такое нестандартное мышление? Прежде всего — способность увидеть те возможности, которые не являются очевидными в данный момент, способность выйти за пределы наиболее привычных решений и заданного русла рассуждений.

Приведем пример. Нарисуйте на листе бумаги квадрат, разделите его на 4 равные части, затем уберите (сотрите или заштрихуйте) его одну четверть. Фигуру, которая получилась в результате («уголок») разделите еще на 4 части, так, чтобы все они были одинаковыми. Правильным решением в данном случае будет деление на 4 уголка — таких же, как исходная фигура. Как правило, сначала все пытаются решить эту задачу стандартным способом, то есть делить полученную фигуру на фигуры правильной формы (прямоугольники). Когда эти попытки терпят неудачу, кто-то сдается, а кто-то находит альтернативный путь решения. Это и есть способность мыслить нестандартно. Как продемонстрировать креативность мышления на интервью или ассессменте? Во многих компаниях при отборе кандидатов используют задачи, направленные на выявление способности кандидатов мыслить творчески. Например, в одной из нефтяных компаний кандидатов просили собрать из подручного материала (бумага, карандаши, клей, картон и так далее) любую движущуюся модель. Также вам могут даже не предлагать практических заданий, а просто попросить рассказать ситуацию из жизни, в которой вы проявили себя творчески.

Расскажу немного об основных приемах, помогающих работать и информацией и решать возникающие перед вами задачи более эффективно.

Существует ряд стратегий систематизации текстового материала. К ним относятся такие приемы как выстраивание линейных последовательностей событий, построение иерархий, классификаций, сетей, показывающих различные виды отношений между понятиями, конструирование блок-схемы с целью наглядно обрисовать ситуацию, описанную в тексте (какие действия должны быть осуществлены по отношению к ситуации, какие действия выполняются, каковы условия ситуации) и так далее.

Синектика — один из приемов, помогающих найти нужное решение в различных ситуациях. Этот прием в большей степени связан с развитием творческого мышления. Синектика — осознанный поиск аналогий в науке, художественном творчестве и других сферах деятельности с целью нахождения решений конкретных задач. Существуют различные виды аналогий:

  • Прямая аналогия, предлагающая рассмотреть методы, использующиеся в других областях деятельности (например, науки и техники).
  • Личная аналогия, предлагающая вжиться в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить наиболее оптимальный вариант решения.
  • Символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно сочетания прилагательного с существительным, которое в форме парадокса характеризует сущность объекта.
  • Фантастическая аналогия — поиск решения в фантастической литературе, а также изложение задач в форме сказок, мифов, легенд.


Источник: hr-news.info