Финансовый кризис больно бьет по специалистам многих отраслей, оставляя людей без средств к существованию. Спрос на работу превышает предложения, и главным критерием ее поиска становится эффективность. Одним из наиболее быстрых и удобных способов поиска работы являются сайты по трудоустройству. О том какие они, как разрабатывались, и что собой представляют, мы беседуем с руководителем проекта Work.ua Артуром Михно.

Когда возник проект Work.ua и кто является его создателем?

Дата официального открытия проекта – 22 мая 2006 года. В тот момент многие задавали нам вопрос «Зачем вы сделали ещё один сайт по трудоустройству?», но мы были уверены, что он не «ещё один» из многих. Мы разрабатывали его как лучший среди всех – наиболее удобный, наиболее качественный и эффективный. Сейчас можно смело утверждать, что уверенность того времени оказалась полностью оправданной.

Задуман проект был ещё в 2005 году, когда мы с Андреем Боровиком (творческим директором компании «Реактор») обсуждали планы по дальнейшей диверсификации бизнеса. На тот момент «Реактор» уже был одним из лидеров в Украине на рынке разработки корпоративных сайтов, но опыт и знания, которые мы накопили за 4 года требовали выхода в каком-то новом серьезном большом проекте. Им и стал Work.ua

В течение нескольких месяцев мы вдвоём занимались подробным анализом существовавших на то время сайтов по трудоустройству (как отечественных, так и иностранных), а затем в течение почти года проект постепенно реализовывался сотрудниками компании «Реактор». В итоге, все кто в то время с нами работал, так или иначе приложили к нему руку.

Сколько людей работают над Work.ua?

Сложно сказать однозначно. Поскольку, как я уже говорил, компания «Реактор», которую я возглавляю, продолжает заниматься не только сайтом Work.ua, но и другими проектами. В моменты, когда нужно реализовать много задач или новый раздел, можем трудиться и всем коллективом. На сегодня это 15 человек.

Что делает проект Work.ua уникальным?

Думаю, этому вопросу можно посвятить не одно интервью. Дело в том, что в целом подход к проекту, так сказать его философия, состоит в том, чтобы каждая функция, которая реализована, была лучше чем у других, насколько это возможно. Это касается и удобства работы с проектом в целом: меню, дизайна, навигации, контекстной помощи и качества поиска, скорости работы сайта в целом, удобства размещения вакансий и резюме, технологии «поисковые агенты» и т. д.

За 2,5 года было реализовано более 150 различных улучшений, открыты новые разделы и добавлено множество дополнительной функциональности.

Здесь как с автомобилем - если смотреть внешне, то, к примеру, отличия между китайским и немецким авто, можно заметить лишь в дизайне. А так, по описанию, 90% опций будет совпадать. Но тот кто попробует проехаться, а еще лучше - поэксплуатировать оба автомобиля в течение какого-то времени, сразу же увидит огромную разницу в реализации.

Так и у нас – основное преимущество в качестве реализации. Именно поэтому, большинство пользователей, которые однажды поработали с Work.ua, как правило остаются с нами.

Сколько ушло времени и ресурсов на то, чтобы выйти в топ Бигмира?

Возможно, для читателей стоит уточнить о каком топе Бигмира идёт речь. Я так понимаю Вы спрашиваете об рейтинге посещаемости украинских сайтов по трудоустройству.

Насколько помню, в пятёрку лидеров мы вошли через 1 год. Т.е. примерно летом 2007 года. А к началу 2008 уже достигли тройки. Причём, здесь нужно отметить, что рейтинг Бигмира, вообще говоря, не совсем отражает реальный статус ресурса. Он считает лишь посещаемость, но не даёт ответа на вопрос о качестве аудитории.

Мы в свою очередь с самого начала делали приоритет не на количестве посетителей, а на их качестве, чтобы это были целевые пользователи, которые приходят на сайт действительно с целью поиска работы или сотрудников.

По этим показателям, уже в 2007 году, мы часто занимали первые места среди украинских сайтов по трудоустройству. О чем, например, было написано в статье «Как оценить качество аудитории сайта по трудоустройству» от 9 сентября 2007 года.

Поскольку ставка делалась не на случайную аудиторию, а на привлечение целевых посетителей, мы хоть и не слишком быстро, но очень уверенно набирали посещаемость и ядро аудитории. Поэтому в 2008 году стали сайтом № 1 по количеству просматриваемых страниц, первыми достигнув рубежа в 500 000 просматриваемых страниц в день. На сегодня это число уже превысило 800 000.

Вообще, лучшей иллюстрацией посещаемости может служить график роста аудитории в 2008 году. В 2007 был примерно такой же. Здесь нет каких-то случайных скачков. Просто планомерный рост.

Видимо благодаря этому, в 2008 году Work.ua так же стал лидером по количеству размещенных вакансий и резюме.

А сейчас, когда возможности по покупке трафика у многих значительно снизились, наша политика, направленная не сколько на поиск, сколько на удержание аудитории, путем предоставления лучшего сервиса, оправдывает себя ещё больше.

Какова бизнес-модель проекта?

Модель можно определить, как рекламно-информационную. Основная ставка делается на крупные компании, которые хотят выделить свой статус по отношению к другим, либо требуют услуг, которые могут способствовать значительному ускорению поиска персонала. Для этого существует специфические возможности по выделению компаний, размещению логотипа, выделению их вакансий, расширению функциональности внутреннего интерфейса.

Вместе с этим, мы, конечно, предлагаем размещение рекламных баннеров. Как на первой, так и на внутренних страницах сайта. Нужно отдельно отметить, что наш сайт имеет удобную систему фокусировок по целевой аудитории, позволяющей крутить баннеры чётким группам, по разделам сайта, например «бухгалтерам» или «строителям».

При этом мы остаемся сайтом, который по-прежнему для всех желающих предоставляет абсолютно бесплатные возможности по размещению как резюме так и вакансий, открытый доступ к полной базе данных и достаточно широкие возможности раздела «Мой Work.ua» для всех зарегистрированных пользователей.

Отражается ли финансовый кризис на работе системы?

Да, безусловно. В связи с кризисом, рынок рекрутинга пострадал, пожалуй, в наибольшей мере, т. к. с ноября достаточно мало компаний думают о поиске нового персонала. К тому же значительный рост количества резюме позволяют многим находить сотрудников без каких-либо дополнительных услуг.

С другой стороны, есть компании, для которых даже в такое время важно поддерживать статус ведущих компаний и работодателей, ведь кризис пройдёт, а доверие быстро не купишь. Поэтому на Work.ua по-прежнему есть коммерческие заказы и это позволяет нам развиваться даже в это сложное время.

Отдельно стоит отметить работу наших менеджеров. Общаясь с клиентами, мы стремимся предоставить лучший сервис, чтобы по итогам для сотрудничества выбор останавливали на нашем сайте.

Какова на сегодняшний день статистика Work.ua?

Итак, языком сухих цифр:

Активных вакансий сейчас: 14600, резюме: 214500 (правда, нужно внести ясность и сказать, что срок активности вакансии 1 месяц, а резюме – 1 год).

За последнюю неделю добавлено: 8987 вакансий и 23384 резюме.

А вообще, лучше всего всю эту статистику посмотреть на сайте в разделе «Статистика».

Здесь можно узнать и среднюю зарплату по любой категории в срезе нужного города, и тренды роста/снижения зарплат опять же по категориям и городам и изменения по соотношению добавляемых вакансий и резюме.

В общем, если подробно анализировать, можно каждую неделю писать интересную аналитическую статью.

Расскажите о ваших планах.

В ближайшем будущем – переход сайта на зарплаты в гривнах. Возможно, это следовало сделать и раньше, но сейчас, когда большинство компаний закрепили зарплату в долларах по внутреннему (некоммерческому) курсу, указание ЗП в долларах потеряло всякий смысл.

А так – у нас есть файл, в который мы постоянно пишем мысли, что ещё хотелось бы улучшить и реализовать по проекту. Сейчас в этом файле уже больше 500 строк по одному улучшению в строке, так что планов много.

Ещё одно направление – это запуск и развитие спутниковых проектов. Сравнительно недавно мы запустили «Тренинговый портал Украины», перед этим – «Издания о трудоустройстве», появились разделы «События HR», «Новости HR», «Тематические статьи» и другие разделы.

Сегодня вот запускаем ещё один спутник – клавиатурный тренажёр Все10. Хотя он не имеет прямого отношения к Work.ua, многие пользователи, благодаря ему, смогут улучшить свои навыки набора на клавиатуре и добавить в свои резюме сертификаты скорости набора, которые там можно получить пройдя тест.

А вообще - читайте новости сайта, обещаю, там обязательно будет появляться много нового.

Каков ваш прогноз относительно ситуации на рынке сайтов по трудоустройству на 2009 год?

Не хочу строить прогнозы. Это зависит не только от сайтов, так что поживём – увидим. Единственное, в чём точно уверен, что те, кто предлагает качественный сервис, как и раньше смогут развиваться. Может не так стремительно как в 2008, но смогут.

Поэтому у нас в планах – продолжать развитие, помогать людям находить работу, а работодателям – нужный персонал.

Об АИН

АИН - Агентство Интернет Новостей с десятилетней историей. Изначально одним из ключевых моментов работы АИН была исследовательская деятельность. Главная задача АИН сегодня - информирование заинтересованных лиц о событиях, происходящих в украинском сегменте Интернета и на местном рынке высоких технологий.

С оригиналом публикации можно ознакомиться на сайте АИН.