Кто такой ассистент, что он должен делать и где грань между ассистентом-рабом и ассистентом-будущим руководителем Work.ua узнавал у Кристины Стецкой, автора широко обсуждаемой статьи «10 правил идеального подчиненного». В прошлом Кристина — ассистент руководителя банка, а сейчас сама растит профессиональных ассистентов в «Школе ассистентов и секретарей» (SAS), которой и руководит.

Рынок труда ассистентов

Число вакансий для ассистентов и секретарей растет. Сегодня вакансий помощника руководителя только на нашем сайте больше 400. Но кандидатов на эти должности стоит разделять по квалификации, будущим обязанностям и зарплате:

1. Ассистент-секретарь — занимается организацией документооборота, выполнением мелких поручений, составлением и контролем графика руководителя и только в строго рабочее время. За такую работу может получать до 6 тыс. грн, иногда 8-10 тысяч.

На эту работу ищут в основном молодых девушек (что противоречит законодательству, но здесь будем говорить о реальном положении на рынке труда). По наблюдениям Кристины Стецкой, качественные хорошие секретари — это взрослые и опытные женщины после 40.

2. Ассистент-помощник. Если мы говорим о профессионалах, то они помогают практически во всех вопросах руководителю 24/7, часто имеют образование смежное той области, которой руководит начальник.



Как раз о профессиональных ассистентах подробнее рассказывает Кристина Стецкая.

Что должен делать помощник

Помощник руководителя должен делать все, иногда может даже подписывать бумаги от имени руководителя. И здесь дело не в доверии руководителя к ассистенту, а в проверке и одобрении каждого его шага, настаивает Кристина:

«В нашем деле нет стандартных операций. Поэтому даже если кажется, что этот документ похож на вчерашний, нужно сообщить руководителю, в чем разница, а решение уже должен принять он».

Так что же конкретно должен делать помощник?

1. Вести все коммуникации

То есть ассистент принимает и обрабатывает все входящие звонки, письма, документы, просьбы, новости и прочее в режиме 24/7. Это не просто нормально, это правильно с точки зрения организации рабочего времени руководителя и статусного позиционирования.

Как без искажений и прочих модификаций обеспечить ее своевременное поступление руководителю? Это уже вопрос профессионализма самого ассистента, который должен построить систему обмена данными таким образом, чтобы все вопросы решались своевременно, чтобы босса не дергать ежеминутно с необходимостью подписать документ, чтобы руководитель в идеале видел своего ассистента не чаще 4-5 раз в день: когда приходит и уходит из офиса, и еще два раза когда ассистент приносит и забирает документы на подпись.

Если стоит задача об оперативном информировании — она решается технически и банально: при помощи смс. Ассистент должен заранее получить наставления на счет того, о чем информировать надо сразу же:

«Это, как правило, личные звонки, отчеты о выполнении задач, срочные запросы о встречах, сбои в процессах, оперативное информирование о текущих проектах», — уточняет Кристина.

Всю остальную информацию следует разделить на блоки и подавать ее в специально отведенные для этого периоды в рабочем графике. 

2. Идеально отчитываться

Работа с топом — это колоссальный объем информации, и чтобы не было ошибки неправильно понять друг друга, нужно общаться в форме, которую можно проверить:



Любая проделанная работа ассистента должна быть оформлена в письменном виде в заранее подготовленных формах отчетов и подана на согласование. Следует выстроить систему отчетности по мере выполнения задания, дабы руководитель не держал в голове все свои задания и работало золотое правило: если помощник еще не отчитался, значит еще не выполнил. 

Для такого формата работы от помощника требуется банальная организованность и дисциплинированность. А также психологическая подготовка — такой режим надо еще выдержать.

3. Контролировать происходящее и перестраховывать

Важная функция помощника — дополнительно перестраховывать руководителя, для этого важно быть также экспертом в нужной области, хорошо иметь за плечами юридическое образование:

«Прежде чем дать на подпись документ, нужно его прочитать, увидеть, можно подписывать или нет, помочь перестраховаться, возможно, отправить на доработку».

Ассистент должен быть максимально комфортным для руководителя. Давать ощущение полного контроля над ситуацией. Эмпатировать и подстраховывать. Помнить о том, что руководитель может забыть, и обеспечить такой режим работы, при котором ни люди, ни дела не отвлекают шефа от достижения стратегических целей.

4. Быть незаметным

Деловой дресс-код должен выполняться неукоснительно. Идея делового стиля в том, чтобы одежда не отвлекала от делового настроя и не мешала сосредотачиваться на решении деловых вопросов.

Не носите туфли на высоких платформах, яркий маникюр и макияж, более 5 украшений (к коим относятся, в том числе, пуговицы, броши, браслеты, заколки, пряжки на обуви или на ремне), если вы — ассистент руководителя.



Что НЕ должен делать помощник

1. Разглашать какую-либо информацию

Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах не распространяйте информацию, полученную во время работы личным помощником. А если вы уже не работаете помощником, тогда забудьте все:

«Держать язык за зубами и быть информационной черной дырой — то, что отличает профессионала от дилетанта».

2. Принимать решения

Ассистент ни в коем случае не должен принимать никаких решений, но обязан их готовить руководителю. Отсюда твердый вывод, что профессиональные ассистенты  это и есть будущие руководители.

Где грань между ассистентом-рабом и ассистентом-будущим руководителем

Каждый раз, когда идем на новую должность — мы предельно не готовы. А грань у человека в голове и в его отношении к работе  уверена Кристина Стецкая:

«Если воспринимать работодателя как рабовладельца, не получать удовольствия от работы, работать только из-за мнимого отсутствия выбора — тогда это ассистент-раб. Если каждое новое задание воспринимать как вызов, рост, драйв, школу, радоваться тому, что каждый день справляешься с казалось бы непостижимой работой все быстрее, то такого человека рабом не назовешь».


История Украины такова, что нас постоянно угнетали, мы были под чьим-то управлением. Мы привыкли, что кто правит  тот и угнетает. Поэтому в нашем менталитете нет понятия руководителя-лидера. Work.ua хотелось бы, чтобы и подчиненные, и управленцы приходили к этому пониманию.