У каждого из нас на работе есть человек, а то и не один, кто то и дело пытается привлечь наше внимание. В его электронных письмах всегда стоит пометка «СРОЧНО!!!», он пишет в нерабочее время или в перерывах, его дела и заботы всегда важнее остальных. Такие люди крадут ваше время, пора научиться говорить им «нет».

Скорее всего, вы и сами понимаете, что ради собственного душевного равновесия должны установить границы в общении с навязчивыми людьми, но при этом беспокоитесь о том, как не потерять нормальные рабочие отношения. Как это сделать? В первую очередь это зависит от того, кто именно постоянно требует от вас делать «срочную» работу.

Коллега

Не обязательно давать ответ моментально. В следующий раз, когда этот человек обратится к вам со «срочной» просьбой, возьмите паузу, чтобы принять решение. И уже после того, как все обдумаете, можете дать окончательный ответ. Если это взвешенное «нет», но вы все равно робеете, откажите через электронные сообщения.

Если же спрятаться за текстом не вариант, отказывая, не оправдывайтесь, делайте это мягко, но в то же время непреклонно. И совсем не обязательно рассыпаться в тысяче извинений, просить войти в положение и расшаркиваться.

Просто «нет» и все — с пониманием того, что вы не обязаны помогать и имеете полное право на отказ.

Или применяйте те же приемы, что и ваш оппонент. Он занял позицию жертвы — сделайте то же, человек засыпает вас комплиментами — льстите в ответ, это очень удобный прием.

Еще один вариант борьбы с манипулятивными действиями — это предложить взаимовыгодные условия. Да-да, именно как в детстве: «ты — мне, я — тебе». И в этом нет ничего такого! Если человек хочет получить что-то от вас, почему бы ему не поделиться чем-то взамен.

Руководитель

В большинстве случаев мы не можем прямо отказаться выполнять требования начальства. Но если вас постоянно перегружают работой, не бойтесь об этом сказать, ведь хронические переработки грозят истощением.

Руководитель не должен ожидать, что вы всегда будете выполнять любые задачи в одни и те же сроки. У вас должна быть возможность сказать: «На это у меня уйдет столько-то часов».

Дайте понять: любая срочная работа означает, что все остальное временно отойдет на второй план. Спросите босса, что он хотел бы получить в первую очередь: «Я готов заняться этим прямо сейчас, но тогда придется задержать то, что сейчас в работе». При этом желательно показать, что вы понимаете срочность задачи и готовы ее выполнить.

Если причина постоянно возникающих «авралов» — в необоснованных требованиях со стороны работодателя, ради вашего же психического здоровья и благополучия важно обсудить ситуацию с начальством. В лучшем случае ваш босс адекватно воспримет ваши замечания и проявит понимание. Если же этого не произойдет, возможно, пора задуматься о смене места работы.

Вы сами

Если вы сами замечаете за собой тенденцию всюду видеть «срочность», возможно, пора пересмотреть свои приоритеты в работе. Возможно, стоит спросить себя: «Это правда настоящий аврал или я тороплю себя просто потому, что не люблю, когда у меня есть незаконченные дела и мне не хватает стрессоустойчивости, чтобы распределять обязанности?»

Те, кто сосредоточен только на том, чтобы поскорее заканчивать все намеченные дела, часто упускают из вида общую картину, более масштабные и значимые цели.

Если же вы постоянно торопите коллег и требуете выполнять задачи в авральном режиме, задумайтесь о том, как ваше поведение влияет на эффективность командной работы. Не забывайте, что ресурсы вашей команды не безграничны. Если вы задействуете 90% этих ресурсов на выполнение «срочной» задачи, вашим коллегами вряд ли удастся эффективно сделать что-то еще.


Читайте также