Тем, кто желает реализовать себя в сфере продаж, на первый взгляд может показаться, что конкуренция достаточно высока, но ведь и предложений от работодателей много! Поэтому талантливый и трудолюбивый «продажник» найдет работу очень быстро.

Так чего же ждать и что делать, если решили построить успешную карьеру продавца-консультанта? Своими рекомендациями с Work.ua поделилась HR-менеджер киевского производства ювелирных изделий «Столичная Ювелирная Фабрика» Дарья Коваль.

Дарья Коваль
Дарья Коваль
HR-менеджер компании «Столичная Ювелирная Фабрика»

Стереотипы о профессии продавца-консультанта

Профессия продавца-консультанта на сегодняшний день одна из самых востребованных на рынке труда Украины. За долгие годы существования сферы продаж менялись как условия работы, так и требования к сотруднику торговли. Еще в совсем недавнем прошлом выбор товаров был невелик и посетители магазинов сами были заинтересованы в скорейшем совершении сделки, продавец просто выдавал покупки из-за прилавка.

С ростом производства и быстрыми темпами развития модной индустрии возникала и высокая конкуренция между производителями, рынок переполнялся разными товарами, а покупателям становилось все сложнее сделать выбор.

Именно тогда возникла необходимость в проведении качественной консультации посетителей магазинов перед покупкой, и профессия существенно модернизировалась, продавец начал выполнять функции консультанта.

Не удивительно, что за время существования профессии в обществе появились определенные стереотипы, связанные с работой продавца. Некоторые люди считают, что продавец-консультант — профессия несерьезная и подходит в качестве подработки для студентов или для старта карьеры. На самом деле работодатели дорожат профессионалами в сфере продаж и всячески стараются удержать их в компании. Удобный график, возможность работать максимально близко к дому, бонусы за выполнение плана продаж — далеко не все преимущества работы продавца-консультанта.

Приходя на собеседование в новую компанию, кандидату следует поинтересоваться историями успехов сотрудников внутри конкретного предприятия — так будет легче выстроить возможный вектор своего движения по карьерной лестнице.

Должность специалиста по обучению, директора магазина, менеджера по продажам или даже регионального менеджера — вот что компании могут предлагать продавцу в качестве повышения в должности.

Еще один стереотип — профессия непрестижная и малооплачиваемая. Можно с этим поспорить — работа продавца-консультанта одна из тех, где сотрудник самостоятельно влияет на свой доход. Продавцу не нужно ждать, пока руководитель заметит и оценит его старание, ведь заработная плата консультанта часто состоит из ставки и процента от продаж, поэтому уровень дохода напрямую зависит от качества его работы. Выполняя свою работу добросовестно, сотрудник розничной торговли получает достаточно высокую заработную плату.

Какие качества нужны продавцу-консультанту

  1. Для человека, планирующего работать в торговле, обязателен высокий уровень коммуникабельности — умение завести беседу и расположить посетителя магазина к разговору. Увлеченный и вдохновенный продавец всегда привлекателен для посетителя и располагает к покупке товара. И напротив, когда сотрудник стоит с унылым видом и общается с покупателем «сквозь зубы», клиент покупку не совершит.
  2. Очень важны для претендента на должность продавца-консультанта и высокий уровень эрудиции, и хорошая память. Чтобы продать товар, нужно идеально в нем разбираться, уметь презентовать, рассказать о его преимуществах, предложить альтернативу. Крупные компании стараются проводить обучение по ассортименту своего товара и внутренним стандартам обслуживания. В компании «Столичная Ювелирная Фабрика» обучение построено по определенной схеме: с новым сотрудником работает наставник, который помогает ему освоить программу, также есть электронный обучающий портал, к которому можно обращаться в любой момент, чтобы расширить свои знания. Легкая, на первый взгляд работа, требует большого усердия и постоянного развития.
  3. Умение слушать и слышать — базовое требование к личностным качествам консультанта в магазине. Хороший продавец не навязывает покупателю то, что ему не нужно, ради самой продажи. Необдуманная покупка будет совершена, но у покупателя этот магазин будет ассоциироваться с навязчивым сервисом, и в следующий раз он постарается обойти его стороной. Необходимо подробно узнать у клиента, что именно он хочет найти, задать уточняющие вопросы и постараться предложить именно то, что нужно.
  4. Что отличает профессионала в своем деле от сотрудника, отрабатывающего свои часы в магазине? В первую очередь — доброжелательность и приветливость, искренняя улыбка и желание помочь в выборе. Эта разница в подходе к работе, безусловно, будет ощутима и в заработной плате продавцов. Независимо от того, совершил посетитель покупку или нет, продавец на рабочем месте должен сохранять доброжелательность. И речь идет не о дежурной вежливости и натянутой улыбке, а о неподдельном желании помочь определиться с выбором.
  5. Пунктуальность и аккуратность — важные качества для работы в любой сфере. Продавец-консультант — это посредник между брендом и покупателем, поэтому руководителю важно доверять ему, понимать, что работник надежный и сможет представлять интересы компании. И конечно, работодатели ждут от сотрудника чистоплотности, любви к порядку и неравнодушия к внешнему виду помещения, где проходит рабочий день продавца. Это важно и в ювелирной сфере, недопустимо доставать сияющее украшение из пыльной витрины. Люди не каждый день совершают такие значимые покупки и задача продавца ювелирных украшений — обеспечить достойный сервис.

Как начать карьеру продавца-консультанта

Устроится на работу продавцом-консультантом не сложно, но удастся ли человеку построить карьеру в сфере продаж зависит только от него самого. У каждой компании есть свои стандарты обслуживания покупателей, если новый сотрудник готов их соблюдать, то повышение в должности не заставит себя долго ждать.

Главный совет, который можно дать начинающему продавцу — свой товар нужно любить! Когда сотрудник уверен в качестве товара, который продает, и смотрит на продукцию с интересом — у него обязательно хватит аргументов и доводов, чтобы донести до посетителя мысль о том, что покупка в его магазине — это удачное решение.

Имидж компании, высокие стандарты обслуживания — это то, что требует времени и усилий от каждого ее сотрудника. В том числе и от продавца-консультанта. Потратив время на выявление потребностей и помощь в покупке нужного товара, сотрудник магазина приобретает постоянного покупателя, а магазин — доброе имя. Именно такого квалифицированного консультанта стремятся видеть в магазине как работодатели, так и посетители.

Изображення из х/ф Love Actually, 2003 г.


Читайте также