Нам удалось это выяснить: 27 апреля Work.ua провел свой первый прямой эфир на YouTube. Гостем эфира был известный бизнесмен и блогер Евгений Черняк, который в ходе разговора рассказал, зачем он просматривает соцсети соискателей и подчиненных и на что обращает внимание.

Это интервью не имеет никакого политического подтекста. Мы общались с Евгением исключительно в рамках его опыта и компетенций как бизнесмена. Work.ua не даёт оценку проектам Евгения, но мы считаем правильным опубликовать этот материал. Без цензуры и политики.

Почему работодатель хочет ознакомиться с соцсетями?

В современном мире личная страница человека в социальной сети — это в большинстве случаев то, что отображает его личность. Сегодня работодатель при приеме на работу хочет разобраться не только в том, кто вы как специалист, но и какой вы человек.

Вот что по этому поводу говорит Евгений Черняк: «Когда ты — активный пользователь соцсетей, то ты не можешь в принципе врать: во-первых, потому что совершенно точно подписчики — люди адекватные. Они тебе напомнят о том, что ты говорил год назад, что ты говорил два года назад, что ты говорил в таком-то комментарии. Обязательно. Они не помолчат.

А во-вторых, соцсети — это такое социальное зеркало и в общем такой социальный имитатор офлайновой жизни».

Соцсети полезны, если ты хочешь понять человека, которого берешь на работу.

Вопрос 2: Важна ли развитость личного бренда — то, сколько у меня подписчиков, как люди реагируют на мои посты?

Что соискатель публикует на своей странице в Facebook, Instagram или Twitter, как часто он или она это делает и какой отклик получает, для работодателя особенно важно, если человек претендует на должность, связанную с маркетингом, представлением бренда в массах, социальной работой внутри компании.

«У меня был хороший кейс, когда ко мне пришла наниматься женщина с длинным послужным списком — она поработала в большом количестве компаний и пришла наниматься на высокую должность в отделе маркетинга. Не на должность маркетинг-директора, а на должность бренд-менеджера — представлять наш бренд. [...]

Я спросил: „А какие у вас соцсети? Дайте мне Facebook“. Захожу в Facebook, а там пост 5-дневной давности с 16 лайками. Я говорю: „Скажите, пожалуйста, вы идете руководить брендом большим, с достаточно серьезным оборотом, там несколько десятков миллионов долларов в месяц. А каким образом вы можете не вести свои соцсети, что же вы сможете продать, если вы себя продать не можете? Ну хорошо ваши родственники вам поставили лайк, наверное, ваши близкие поставили лайк. А где же какая-то аудитория?“

Я не говорю, что должны быть тысячи лайков. Я не говорю, конечно, что человека нужно брать на работу по количеству лайков.

Но, как минимум, нужно понимать: а как человек живёт, а что он делает», — считает бизнесмен.

Если вы тоже уверены, что в вашей профессии создавать и развивать личный бренд нужно, читайте статью Work.ua «Личный бренд, или что сделать, чтобы работа вас искала».

На что именно обращают внимание, просматривая мои соцсети?

Как и каждый из нас, заходя к другому на страницу, работодатель обращает внимание на то, совпадают ли вкусы, взгляды на жизнь, увлечения. Что больше всего заинтересует гостя ваших соцсетей — зависит только от него. А если вы рассказываете о своих рабочих достижениях и на странице в Facebook, например, или если Instagram — это и есть ваше портфолио, для работодателя это, вероятно, будет приятным бонусом.

Евгений Черняк признается, что ему интересно узнать о претендентах как можно больше: «Сейчас, когда ко мне идет соискатель, я прошу его социальный портрет, взятый из соцсетей. То есть, на какие семинары он ездит, кто он в обычной жизни, как он относится к детям, что он читает, какую музыку слушает, как он комментирует тот или иной вопрос.

И у нас, когда на высокую должность человек приходит, то мы эту ситуацию отслеживаем приблизительно месяц, может быть два.

Тут важно, что он комментирует: потому что в постах человек может быть один или когда он делает перепост, а в комментариях — другой. Агрессивен ли он? Пишет ли он с грамматическими ошибками? Это тоже о многом говорит.

Потому что „если хочешь изменить мир, пожалуйста, в начале с утра заправь свою постель, а потом уже иди, меняй мир“. Такая же история и тут, если человек хочет что-то делать, то важно понять: он без грамматических ошибок пишет? Потому что если у него сумбур в мыслях и в словах, то вероятно, будет сумбур и в делах».

Что может оттолкнуть работодателя?

Кроме уже упомянутых грамматических ошибок, многие работодатели не одобрят агрессивные высказывания, ненормативную лексику, призывы к дискриминации или нарушению закона, а также полное несовпадение личности соискателя с ценностями, которых придерживается компания.

Вот что ответил наш эксперт на вопрос «За какой комментарий или пост вы бы точно не взяли человека на работу?»: «Слушайте, разные люди бывают. Для меня открытием послужило, что некоторые в личном общении — достаточно высокоинтеллектуальные люди, а потом заходишь к ним на страницу, а у них там какой-нибудь фейк про рептилоидов. Или 8 статей подряд про мировой заговор, якобы „придумали вирус в какой-то лаборатории, специально распространили его, а вот в какой-нибудь там газете заштатной с каким-то странным названием предсказывали это 4 года назад“. И я, соответственно, понимаю, что есть проблема.

Цифровая гигиена — сейчас это очень важно.

Мы все ограничены в ресурсах: во времени, в первую очередь, и в энергии. Если человек не соблюдает цифровую гигиену и потребляет своим мозгом все что угодно, то к нему есть уже вопросы. Все мы сейчас здоровым питанием занимаемся и следим за этим внимательно, так почему мы должны разрешить мозгу потреблять все эти фейки?

Поэтому если человек комментирует примитивно, то есть отвечает на вызовы к интеллектуальной беседе, к спору, к экспертному комментарию каким-то набором фейков, то с такими комментариями человек, безусловно, ко мне на работу не попадет».

Зачем мой работодатель просматривает соцсети, если я уже у него работаю?

Сегодня все больше компаний отходят от традиции «исключительно деловых отношений» и стараются создать для сотрудников приятную социальную среду, быть в курсе того, что волнует сотрудников, что им нравится и так далее. Работодатели подписываются на Facebook, Instagram, Twitter своих подчиненных, а подчиненные — на соцсети работодателя.

Такая ситуация актуальна и для компании Евгения Черняка: «Я подписан на всех своих людей, а все они подписаны на меня. Я, в том числе, смотрю, как и что комментирует мои люди, часто задаю вопросы: откуда такая информация, почему такое мнение, не соглашаюсь или, наоборот, поддерживаю».

Мне кажется, что соцсети — это сейчас такая история, где время абсолютной правды. Это здорово — я за это.

Читайте также