Рекомендации бывают трёх типов: хорошие, нейтральные и плохие. Не всегда они действуют ровно так, как звучат.

Как работодатели получают рекомендации

Работодатели в основном используют 2 способа:

  • Просят кандидатов предоставить рекомендательные письма с предыдущих мест работы, а потом выборочно проверяют их достоверность, связываясь с контактным лицом.
  • Без ведома соискателя связываются с бывшим начальством или коллегами кандидата на вакантную должность. Во многих сферах деятельности, к примеру, в банковской, руководители знают друг друга, и с легкостью находят интересующую информацию о бывших сотрудниках.

Живые устные отзывы однозначно ценнее, нежели составленные рекомендательные письма.

Зачем работодателям рекомендации

1. Проверить информацию с нескольких источников

Подход, как в журналистике. Отзывы с предыдущего места работы помогают узнать несколько точек зрения о личности кандидата, его компетенциях и профессиональных знаниях. Поэтому важно, чтобы рекомендаций было несколько.

2. Обратить внимание на особенности кандидата

Например, его рекомендатель отмечает, что у человека есть некоторые затруднения с адаптацией к новым людям, руководитель обратит особое внимание на это в период адаптации новичка к коллективу.

3. Найти однозначный ответ на вопрос о достижениях

Бывает, что кандидат теряется при прохождении интервью, потому что ему сложно рассказывать, например, о своих достижениях. У рекрутера остаётся вопрос, справится ли человек с поставленными задачами, в этом случае могут существенно помочь отзывы предыдущих работодателей.

Или, наоборот, уж больно красочно кандидат рассказывает о своих заслугах на предыдущем месте работы, у работодателя зарождаются сомнения, которые он хочет развеять.

Проверяя рекомендации, работодатели заведомо не хотят найти подвох, но если озвученная информация на собеседовании кардинально отличается от нескольких отзывов, придется объясняться: чем не удружили бывшим работодателям или почему сказали неправду.

Как рекомендации влияют на решение о приеме на работу

По-разному. Но уж точно отзывы не воспринимаются абсолютно буквально, потому что рекомендации чаще всего имеют субъективный характер, так как их дают люди. Например, кандидата могут охарактеризовать как боящегося рисков и скептика — на первый взгляд отзыв не самый привлекательный. Но если учитывать состав команды, такой человек может быть незаменимым, если там все сотрудники — генераторы идей.

«Мы стараемся поговорить с коллегой, выяснить, почему он считает так, а не иначе. В любом случае решение о принятии на работу человека по рекомендации не обходится без стандартной процедуры оценки», — отмечает Феликс Кугел, вице-президент и управляющий директор по СНГ кадровой корпорации ManpowerGroup.

При этом рекомендации из серии «я мог на него/неё положиться» или «мне было с ним/ней комфортно работать» делятся на два. Потому что такие характеристики кандидата зависимы от личных качеств того человека, который их озвучивает.

«Положительные и конструктивные рекомендации оказывают реальное влияние на выбор того или иного кандидата. Вряд ли они будут самым важным фактором в данном случае, но принять взвешенное решение помогут точно», — признает Елена Евстюхина, руководитель группы консультантов по подбору персонала кадрового холдинга «Анкор».

Но кандидатам не стоит полагаться лишь на отличные отзывы, так как к рекомендациям дело доходит лишь на финальном этапе, а предшествуют ему интервью и возможные тестовые задания.


Также соискатель должен понимать, что даже после плохой рекомендации можно исправить ситуацию в целом. Но чтобы избежать априори публичного негодования бывших работодателей, хорошо знать, что нужно сделать перед уходом из компании, чтобы через время получить хорошую рекомендацию.