- 5526
5 HR-проблем удаленки и варианты их решения
Неожиданно случившаяся пандемия с резким переходом на удаленку спутала планы многим. Компания XCDS поделилась с Work.ua опытом того, как адаптироваться к удаленной работе быстро и без потерь.

По прогнозам властей адаптивный карантин может растянуться еще на полтора года, пока вирус не отступит. Такие перспективы несут в себе объективные сложности, а иногда еще и субъективное нежелание сотрудников оставаться вдали от коллектива.
В этой статье Оксана Коган, HR Lead компании XCDS, полагаясь на опыт своей компании поделилась, какие проблемы удаленки достойны внимания, по какому поводу можно не переживать и что поможет вам и вашим сотрудникам выйти на новый уровень.

Компания eXtended Collaboration Document Systems занимается разработкой комплексных продуктов для команд. Штат состоит из более 80 человек, которые работают в Лондоне, Праге, Киеве и Харькове. Вот с какими вызовами мы столкнулись с началом карантина.
Временная удаленка и планы на будущее
Мы заботимся о своих сотрудниках, поэтому единственным верным решением на период пандемии стал перевод всех коллег на временную удаленку. К слову, смягчение карантина не повлияло на наше решение, и, несмотря на все трудности, мы продолжаем работать в удаленном режиме, ведь только самоизоляция может полностью оградить сотрудников от опасности. В планах на будущее (после полного снятия ограничительных мер) — постепенный вывод сотрудников в офис, но не всех сразу, а поэтапно — командами.
Чтобы максимально обеспечить коллегам безопасность, мы закупили специальные кварцевые лампы, тесты на коронавирус, санитайзеры и прочее. Мы настоятельно не рекомендуем приезжать на работу тем, кто пользуется общественным транспортом, а если пребывание в офисе необходимо (как, например, бухгалтерам и клининг-специалистам), то оплачиваем такси. Так, почти 95% сотрудников XCDS сейчас продолжает работать из дома.Как показала практика, переход на новый режим не так уж легко дался компании и сотрудникам.
С какими проблемами мы столкнулись?
Исходя из нашего опыта, наибольшие сложности нового формата работы таковы:
- Трудности с самоорганизацией у коллег. Людям проще планировать рабочее время в офисе, где уже все готово для того, чтобы быть продуктивными. Гораздо сложнее настроиться на продуктивность утром, сидя в пижаме за компьютером, когда на расстоянии вытянутой руки у вас лежат подушка и одеяло.
- Проблема предотвращения выгорания. На удаленке нет четких границ между личной жизнью и работой, сотрудникам свойственно перерабатывать. Постоянные мысли о задачах могут приводить к стрессам и даже выгоранию.
- Сложности, связанные с недостатком общения. Социальная дистанция обязательна, но изоляция не лучшим образом влияет на каждого. Без живого общения люди — как цветы без воздуха. Поэтому коллеги постепенно, но настойчиво тянутся в офис.
- Трудности в работе с персоналом. Работа HR на удаленке и в офисе — это небо и земля. Одно дело — видеть живые реакции, и совсем другое — читать информацию в сообщениях, которые не всегда передают настроение собеседника.
- Удаленный найм сотрудников стоит отдельного упоминания. Этот пункт состоит из двух вызовов:
- Онлайн-собеседования. Мы привыкли к формату коротких онлайн-встреч во время прескрина (предварительной беседы), но для нас всегда было важно проводить основное собеседование очно, видя эмоции и реакции человека.
- Онбординг новых сотрудников. Их нужно знакомить с командой, интегрировать в рабочие процессы. Выход на новое место в условиях изоляции — двойной стресс для новичков, ведь они лишены «живой» обратной связи и личных знакомств с коллегами.
Как мы справлялись с трудностями?
Серьезные изменения всегда пугают и выбивают из колеи, однако стоит помнить, что за каждой проблемой стоят возможности для развития. Мы хотим поделиться своим опытом, чтобы сократить ваш путь к успешному переходу на новый формат работы:
- Помогаем коллегам в организации рабочего дня. К примеру, не только делимся лайфхаками, как распределить рабочие задачи, поберечь себя и предотвратить выгорание, но и помогаем внедрять эти советы в жизнь: разрабатываем шаблоны для планирования задач, постановки целей, генерирования идей.
- Регулярно организуем общие онлайн-встречи для всех, кто работает из дома. Такие активности сплачивают команды и помогают новичкам адаптироваться. Почти 98% сотрудников участвуют в таких созвонах. Благодаря им, увеличилась информированность о том, какие процессы происходят в компании, чем занимаются другие отделы и команды, как развивается сам продукт.
- Полностью перестроили HR-активности под удаленку. С переходом на удаленную работу у нас возросло количество friendly-рассылок для коллег и стало на 90% больше онлайн-мероприятий (например, кофе-брейки в Zoom, чемпионаты по киберспорту, конкурсы для сотрудников и их детей, кулинарные мастер-классы, радиоэфиры и просто пятнично-вечерние встречи за бокалом вина).
- Собеседования на удаленке вышли на новый уровень. В связи с расширением компании и увеличением количества соискателей на рынке (другие компании сокращали сотрудников), количество собеседований увеличилось в 5 раз по сравнению с докарантинными временами. Причем видеосвязь — обязательное условие. Мы не проводим собеседования «по телефону», да и с видео общение более «живое». Здесь все зависит от рекрутера / HR и умения наладить контакт на расстоянии, что приходит с опытом после нескольких онлайн-интервью.
- Онбординг усилили онлайн-общением с каждым кандидатом в Zoom и цепочкой приветственных мейлов. Такие письма мы отправляли и раньше, однако основная информация подкреплялась еще и личным общением и знакомствами. Сейчас всю информацию даем онлайн. В письмах рассказываем новоприбывшим сотрудникам о компании, командах, правилах и возможностях, даем ссылки на информационные и обучающие корпоративные ресурсы. Также делаем рассылку по всем сотрудникам — представляем новичков.
- Приятные сюрпризы на расстоянии — must-have. Мы решили скрасить рабочие будни милыми мелочами и вместе с днями рождения сотрудников отметили и наш недавний релиз. Все получили «вкусные» посылки курьером или на почту и собрались на одной большой встрече в Zoom, чтобы отпраздновать событие. Такие приятные сюрпризы мотивируют людей и дают почувствовать себя частью коллектива в режиме самоизоляции.
В итоге, несмотря на трудности, используя вышеперечисленные лайфхаки, мы добились таких результатов:
- наняли 30 специалистов уровня Middle/Senior за 3 месяца карантина;
- 29 из них остались с нами после испытательного срока.
Как видите, приспособиться к удаленке не так уж сложно, если экспериментировать или использовать проверенные методы других компаний. Более того, советую выстраивать четкую систему перехода с точными сроками, чтобы сохранить рабочий настрой и добиваться поставленных целей. Да и сотрудники, получающие рассылки и участвующие в мероприятиях, привыкают к регулярности, что держит их и нас (HR-ов) в тонусе!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.