В Украине каждый третий сотрудник проявляет инициативу на работе. Но для каждого второго — она по-прежнему наказуема. Как правильно продвигать новые идеи, чтобы получить плюс к карьерному росту, советует Work.ua.

Думайте, наблюдайте, говорите

В должностных инструкциях пункт «обязан проявлять инициативу» отсутствует. Действительно, это же не функция и не профессиональный навык. А показатель, что человек в состоянии действовать самостоятельно. Он указывает на стремление работника улучшить производственный процесс, даже если его об этом не просят.

Наверняка во время работы вы сталкиваетесь с бытовыми нюансами, которые вас не устраивают, — говорите о них. Появились идеи, как сделать что-то лучше, затратив меньше средств (время, финансы, люди), — озвучивайте. Уверены, что ваша рекламная кампания прославит определенный бренд или компанию в целом, — предлагайте.

Действуйте в рамках полномочий

Уместность инициативы определяется должностью инициатора, его ролью в компании и пониманием, что в ней вообще происходит.

Чего ожидает, например, глава банка от кассира? Чтобы он точно и быстро выполнял свою работу, не допуская ошибок. А вот для некоторых профессий инициатива просто must-have. Инертный бренд-менеджер, журналист, пиарщик, инженер или менеджер по продажам становится неэффективным и подлежит замене. Вы же этого не хотите?

Что может сделать инициативу неуместной:

  • Некомпетентность — беритесь за выполнение задания, если уверены, что для этого у вас достаточно знаний и опыта. 
  • Слабые аргументы — предлагайте идею только, если знаете, для чего компании нужно то или иное новшество, как будете достигать поставленной цели.
  • Несвоевременность — прежде чем выступить с инициативой, просчитайте выгоду, которую получит фирма в настоящем, а не в эфемерном будущем.

Озвучивайте идеи в нужном месте и нужным людям

К инициативным работникам руководители относятся по-разному. На формирование отношения влияет форма собственности предприятия, сложившаяся корпоративная культура, личное видение главы компании, особенности коллектива.

К примеру, если вы государственный служащий (речь не о депутате или публичном политике), то произвести даже маленькую революцию в вашей сфере очень сложно. В таких организациях существуют незыблемые внутренние правила, традиции, регламент и царит строгая субординация. Да и человек, которому вы хотите рассказать о своих планах, отделен приемной, секретарем или помощником, и все ваши идеи рискуют попасть в их тайники. Но никто не запрещает попытаться.

Как показывает практика, в частных компаниях новшества, напротив, приветствуется. Молодые структуры, особенно, осваивающие перспективные направления рынка (IT, интернет, продажи), внедряют программы поддержки инициатив, которые не только дают возможность каждому сотруднику показать свою вовлеченность в процесс, но и получить дополнительный доход.

Продумайте суть инициативы, ее презентацию

Перед походом к руководителю подготовьте развернутую устную или письменную презентацию ваших идей о развитии компании или усовершенствовании работы участков, которые плохо налажены. Не поленитесь добавить цифры, продумайте аргументы, доказывающие положительный результат нововведения, и список шагов, по которым будет реализовываться инициатива. С такой доказательной базой у вас есть шанс быть услышанным.

Берите ответственность

Если ваша идея была воспринята начальством, будьте готовы взять на себя ответственность за ее выполнение. Это продемонстрирует ваш интеллект и уровень профессионального развития, повысит степень доверия к вашей персоне со стороны руководства.


Не бойтесь негативного опыта, если когда-то в прошлом ваша инициатива была отвергнута. Воплощайте полезные идеи и беритесь за новые. Ведь проактивный человек — это человек с высоким карьерным потенциалом. Work.ua желает, чтобы ваша ответственная, уместная, успешная инициативность помогала работать и строить карьеру.