Как удержать баланс между работой и личной жизнью

Как удержать баланс между работой и личной жизнью
Что такое «work-life balance», почему он нарушается и как его поддерживать? Советами делятся президент косметической компании «Лаборатория Ирен Букур», сооснователь Facebook и миллиардер.

Западные компании все больше уделяют внимание понятию «work-life balance»: тема активно обсуждается в СМИ, создаются специальные рубрики в интернет-ресурсах и даже сайты. К вопросу о балансе между работой и личной жизнью постепенно приходят и украинские СМИ и работодатели, и это однозначно правильный шаг. Почему — знает Work.ua.

Что такое «work-life balance»

Термин «work-life balance» появился в конце 80-х. Кэмбриджский онлайн-словарь объясняет его как соотношение времени, которое тратится на работу, к времени на то, что вы любите: себя, семью, друзей, отдых. Понятие «work-life balance» в Украине более знакомо и привычно как «баланс между работой и личной жизнью».

Философское его понимание мы услышали от Ирины Букур, создателя премиум-бренда авторской живой косметики Irene Bukur:

«Термин „баланс“, на мой взгляд, здесь не совсем уместен. Я говорила бы скорее о гармонии. Если у тебя появляется ощущение, что ты что-то в своей жизни упускаешь — значит, гармония нарушена. Если же ты чувствуешь себя удовлетворенным и даже счастливым — и дома, и на работе, — значит, все в порядке. Безусловно, у каждого из нас периодически возникают конфликтные или проблемные ситуации, но речь в данном случае не о них. Я говорю сейчас о длительном внутреннем состоянии человека».

Ощущение баланса или гармонии исключительно индивидуальное для каждого человека, которое, к тому же, не единожды меняется в течение жизни. Но несмотря на всю индивидуальность, есть одна общность: к такому жизненному равновесию должен стремиться каждый. 

Почему нарушается баланс

Дисбаланс проявляется по-разному: ошибки, напряженные отношения с коллегами, профессиональное выгорание, бессонница, постоянное чувство дискомфорта, недостаток сил, энергии, времени на себя, семью, здоровье, спорт, хобби. Если вам знакомы эти ощущения, значит вы не понаслышке знаете о первопричинах нарушения баланса.  

1. Переработки

В Организации экономического сотрудничества и развития OECD проанализировали данные по странам о количестве рабочих часов в год и степени «удовлетворенности жизнью». И пришли к выводу, что баланс во многом зависит от количества часов, проводимых на работе. Переработка ставит под угрозу безопасность людей, влияет на их здоровье, повышает уровень стресса и дает исключительно краткосрочный эффект.

Последнюю тезу подтверждает сооснователь Facebook и создатель стартапа Asana Дастин Московиц:

«Если вы работаете больше 40-50 часов в неделю, то результативность от дополнительной работы быстро сокращается и вскоре уходит в минус — это результаты анализа Генри Форда, проделанного в начале XX века, который изучал производство с целью максимизации прибыли.

Методом авральной работы можно добиться более высоких результатов на несколько недель, но за это придется платить потом восстановлением сил. Плюс вы лишь становитесь жертвой иллюзии, что скорость работы выросла. Это касается всего: количества отработанных часов в неделю, количества минут, на протяжении которых вы можете сфокусироваться, количества дней отпуска в году». 

2. Отсутствие достижений и наслаждений

Ощущение гармонии и баланса в жизни невозможно как таково, если в жизни нет достижений (желанного успеха в какой-то сфере) и наслаждений (удовольствия от чего-то) одновременно. Попытки жить только одной стороной медали не приводит к полному ощущению счастья. О месте любимого дела в жизни говорит английский миллиардер Ричард Брэнсон:

«Человек проводит на работе до 80% своего времени, поэтому очень важно найти дело, которым вы будете по-настоящему увлечены. А если каждодневная работа для вас утомительна и скучна до ужаса — лучше обдумать смену карьеры».

3. Жертвы ради карьеры

Построение карьеры требуют жертв, безусловно. Но не на постоянной основе. В этом уверена Ирина Букур:

«Для того, чтобы найти свое дело и достичь в нем успеха, нужно быть полностью сконцентрированным на своей цели. Именно поэтому в этот период семья, друзья, личные увлечения уходят на второй план. И это не плохо, и не хорошо — это единственная возможность добиться чего-то в жизни.

Но зачастую, в погоне за очередной целью или вершиной, человек не успевает осознать, что жизнь — это не только работа. Очень важно уметь вовремя остановиться и оглянуться вокруг, чтобы не потерять себя, не потерять близких людей».

Отсюда основной совет Ирины для читателей Work.ua — остановиться, посмотреть, кто рядом с вами, и организовать свою жизнь так, чтобы в ней было место не только для работы. Другими словами — гармонию и баланс в жизни нужно всегда поддерживать.

Баланс нужно постоянно поддерживать

1. Берите на себя не более восьми ролей

На протяжении жизни мы играем различные социальные роли: подчиненный, руководитель, супруг, родитель, энергичный игрок в теннис и т. д. Подсчитано: если человек играет меньше восьми социальных ролей — его жизнь находится под контролем. Превышение этого числа приводит к дисбалансу.

А сколько вы сейчас играете ролей в театре имени себя?

2. Делегируйте, упрощайте и прощайтесь

Делайте только то, что важно. Остальное делегируйте, упрощайте или вовсе прощайтесь с задачами и планами.

Трудоголизм — это зачастую слепая вера в то, что только тяжелой работой можно добиться успеха и богатства. Но часто такой постулат превращается в «наркоманию», труд ради труда, неумение делегировать, неорганизованность.

3. Устанавливайте границы и следуйте графику

Следите за тем, сколько часов вы тратите на работу (в неделю или месяц, а не в день). Помните, что сюда же относится время, которое вы провели в беспокойстве или раздумьях о балансе между работой и личной жизнью. Все это является одним из признаков рабочего стресса.

Тратьте дорогу с работы как раз на то, чтобы настроиться на личную жизнь. То есть работу нужно оставлять на работе и не приносить её в дом.

4. Придерживайтесь идеальной формулы продуктивности

  • Практикуйте полное погружение. Если сложность задания сильно превосходит ваши умения — это область стресса. Если вы умеете гораздо больше, чем нужно сделать — это область скуки. Балансируя между стрессом и скукой, вы сможете полностью погрузиться в работу и не отвлекаться на раздражители. 
  • Остерегайтесь ложных перерывов, бесполезного интернет-серфинга. Перерывы лучше планировать и строго их придерживаться.
  • Говорите о завышенных требованиях руководству, не стесняйтесь.

«Именно руководитель отвечает за правильную организацию труда — за то, как сформирован график, как распределены нагрузки. Чрезмерные и частые переработки в результате приведут к тому, что человек просто выдохнется, а это значит, что на конструктивные решения или на новые идеи у него попросту не хватит сил. Это одна из основных причин, почему практика выжимать из человека все, что можно, для меня — не приемлема», — подтверждает мысль Ирина Букур.

5. Хобби и спорт

Стресс на работе влияет на психическое здоровье. Снижайте уровень напряжения с помощью физических упражнений, релаксации, хобби, позитивных ритуалов — занятий для тела и души.

6. Выделяйте время для близких

Трудиться и отдыхать, по представлениям английского миллиардера Ричарда Брэнсона, необходимо всегда в полную силу:

«Если вы вовсю трудитесь над карьерой, это не означает, что в остальное время вы не можете жить на полную катушку. Определяйте время с близкими и любимыми как приоритетное. Вносите его в рабочий календарь так же, как бы вы занесли совещание. Давайте, расслабьтесь».


Определите, что для вас успех, что для вас удовольствие, как получить поддержку родных и не потерять себя — и двигайтесь только в этих направлениях. Work.ua знает и верит, что удержать баланс между работой и личной жизнью может каждый, если постоянно помнить о нём и предпринимать конкретные шаги. Какие именно — вы уже знаете.


Читайте также: 6 опасных привычек на работе


Читайте также

Комментарии (14)

Михаил Задорожный, 07.09.2015, 17:54
Facebook Была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом
Виталий Боринский, 07.09.2015, 20:38
Все это очень интересно и во многом справедливо, но... Можно подумать, что люди идут на переработку и теряют этот баланс от хорошей жизни... из жадности там или честолюбия... Может в наше нелегкое время просто сложно получить высокооплачиваемую работу, на которой можно было бы и удовольствие получать, и не перенапрягаться, и не перерабатывать...
Ведь большинство работников начальство тупо нагибает за минимальную или близкую к ней зарплату и те просто вынуждены терпеть, так как за воротами очередь на их место...
На фоне этой ситуации такие рассуждения выглядят, как издевательство...
Евгений Нехайчук, 08.09.2015, 10:25
вы можете работать и на себя, если построете свое личное пространство. там же описано, что начальству вы позволяете это делать. Оно должно вам доверять а вы ему, тогда вы сможете сказать сдесь я не тяну, а там больше стоит труд мой. а чем вы занимаетесь?
Виталий Боринский, 08.09.2015, 15:45
Я проявляю себя в разнообразных сферах (веб-программирование, форекс и т. д.) и в целом (почти) доволен своим положением ;)

Писал свой комментарий, глядя в целом на ситуацию, ну и на себя в прошлом.
Юлия Кондратьева, 07.09.2015, 21:00
Интригующее название статьи, но совершенно пустое содержание.
Евгений Нехайчук, 08.09.2015, 10:26
если для вас успешные люди это пустая болтовня, то шукайте проблемы в себе!!
Николай Койпиш, Пишна краса, 09.09.2015, 09:49
класс
Сергей Белецкий, 07.09.2015, 21:44
Полностью согласен с Виталием Боринским.
Иван Тарнавский, 08.09.2015, 09:28
Сайт опять порадовал, статья очень интересная и лично для меня, как говорится, на злобу дня, так как не так давно аналогичные вопросы стали посещать мою голову и удивительно то, что когда задумаешься над ними действительно легче начинаешь реагировать на работу и внимательнее относиться к своей, так сказать, внерабочей жизни, а самое главное пропадает ощущение дискомфорта от того, как ты живешь и появляется ощущение что "нет таких преград, которые не преодолели бы большевики" - надеюсь ни кто не увидит в этой фразе политического подтекста))))
Руслана Кленц, 08.09.2015, 17:56
"Говорите о завышенных требованиях руководству, не стесняйтесь."... И руководство подробно расскажет, где и в котором часу Вы уже сегодня сможете получить на руки свою трудовую книжку... Рекомендации сами по себе замечательны, но подходят к применению на практике далеко не каждому.
Валентина Богучарская, 29.09.2015, 14:19
Статья написана для галочки редактору,с реальностью не совместима очень жаль....
Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua, 29.09.2015, 14:28
Валентина, здравствуйте. Уверяю Вас, что статья не для галочки написана, и очень долго готовилась. Если не сложно, скажите, какой из пунктов Вы считаете несовместимым с реальной жизнью?
Анна Дарушина, 15.10.2015, 03:44
Забавно, что в статье о балансе между работой и личной жизнью пункт о выделении времени на близких оказался на последнем месте.
Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua, 15.10.2015, 11:01
Анна, здравствуйте.
Все 6 пунктов-советов о том, как постоянно поддерживать баланс между работой и личной жизнью, равносильно важны, независимо от номера в списке.

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий