Как проявлять инициативу правильно

Для чего нужно предлагать изменения на работе, и как это корректно делать.


В Украине каждый третий сотрудник проявляет инициативу на работе. Но для каждого второго — она по-прежнему наказуема. Как правильно продвигать новые идеи, чтобы получить плюс к карьерному росту, советует Work.ua.

Думайте, наблюдайте, говорите

В должностных инструкциях пункт «обязан проявлять инициативу» отсутствует. Действительно, это же не функция и не профессиональный навык. А показатель, что человек в состоянии действовать самостоятельно. Он указывает на стремление работника улучшить производственный процесс, даже если его об этом не просят.

Наверняка во время работы вы сталкиваетесь с бытовыми нюансами, которые вас не устраивают, — говорите о них. Появились идеи, как сделать что-то лучше, затратив меньше средств (время, финансы, люди), — озвучивайте. Уверены, что ваша рекламная кампания прославит определенный бренд или компанию в целом, — предлагайте.

Действуйте в рамках полномочий

Уместность инициативы определяется должностью инициатора, его ролью в компании и пониманием, что в ней вообще происходит.

Чего ожидает, например, глава банка от кассира? Чтобы он точно и быстро выполнял свою работу, не допуская ошибок. А вот для некоторых профессий инициатива просто must-have. Инертный бренд-менеджер, журналист, пиарщик, инженер или менеджер по продажам становится неэффективным и подлежит замене. Вы же этого не хотите?

Что может сделать инициативу неуместной:

  • Некомпетентность — беритесь за выполнение задания, если уверены, что для этого у вас достаточно знаний и опыта. 
  • Слабые аргументы — предлагайте идею только, если знаете, для чего компании нужно то или иное новшество, как будете достигать поставленной цели.
  • Несвоевременность — прежде чем выступить с инициативой, просчитайте выгоду, которую получит фирма в настоящем, а не в эфемерном будущем.

Озвучивайте идеи в нужном месте и нужным людям

К инициативным работникам руководители относятся по-разному. На формирование отношения влияет форма собственности предприятия, сложившаяся корпоративная культура, личное видение главы компании, особенности коллектива.

К примеру, если вы государственный служащий (речь не о депутате или публичном политике), то произвести даже маленькую революцию в вашей сфере очень сложно. В таких организациях существуют незыблемые внутренние правила, традиции, регламент и царит строгая субординация. Да и человек, которому вы хотите рассказать о своих планах, отделен приемной, секретарем или помощником, и все ваши идеи рискуют попасть в их тайники. Но никто не запрещает попытаться.

Как показывает практика, в частных компаниях новшества, напротив, приветствуется. Молодые структуры, особенно, осваивающие перспективные направления рынка (IT, интернет, продажи), внедряют программы поддержки инициатив, которые не только дают возможность каждому сотруднику показать свою вовлеченность в процесс, но и получить дополнительный доход.

Продумайте суть инициативы, ее презентацию

Перед походом к руководителю подготовьте развернутую устную или письменную презентацию ваших идей о развитии компании или усовершенствовании работы участков, которые плохо налажены. Не поленитесь добавить цифры, продумайте аргументы, доказывающие положительный результат нововведения, и список шагов, по которым будет реализовываться инициатива. С такой доказательной базой у вас есть шанс быть услышанным.

Берите ответственность

Если ваша идея была воспринята начальством, будьте готовы взять на себя ответственность за ее выполнение. Это продемонстрирует ваш интеллект и уровень профессионального развития, повысит степень доверия к вашей персоне со стороны руководства.


Не бойтесь негативного опыта, если когда-то в прошлом ваша инициатива была отвергнута. Воплощайте полезные идеи и беритесь за новые. Ведь проактивный человек — это человек с высоким карьерным потенциалом. Work.ua желает, чтобы ваша ответственная, уместная, успешная инициативность помогала работать и строить карьеру.


Читайте также

Комментарии (13)

Игорь Кукшин, 12.07.2016, 17:41
в постели надо инициативу проявлять, а на работе - способствовать генерации денежных потоков, обогащая свой карман и собственника предприятия ...
Владислав Мильман, 12.07.2016, 20:37
Главное, чтобы генерацию заметил руководитель и не присвоил себе, чтобы выслужиться перед кем-то (выставив чужую идею за свою), а Вы в этом время займете роль незаменимого и очень нужного "генератора" ))), но неоплачиваемого (как часто у нас это бывает в стране).
Сергей Пристяж, 13.07.2016, 09:04
поддержую!!!!
Елена Фостецкая, 12.07.2016, 23:24
Да читаешь и думаешь,радоваться или плакать. Взяла как то инициативу,мало не казалось-до сих пор жалею.. Все так хорошо написано,а в реальности не очень весело.Хотя кто его знает,может просто мне не повезло.
Владислав Мильман, 13.07.2016, 10:47
Мне кажется, что инициативу стоит проявлять перед собственниками бизнеса, только они готовы (правда, шанс есть ничего не получить), заметить идею, помочь внедрить и поощрить. Ведь их заинтересованность в Вашей идее прямо связана с доходами. А во всем остальном, считайте, общаетесь с "прослойками", которые изначально боятся, что их подсиживают или думают, что кто-то умней и не дай Бог, станет их начальником ))). Так что в нашей стране, инициатива "наказуема" в 98%.
Валентина Коротковская, 14.07.2016, 11:07
Полностью согласна с Владиславом Мильманом. Пережила подобную инициативу и...уволилась.
Виктория Кравцова, Обувь для Деток, торговый дом, 17.07.2016, 17:58
Всё-таки стоит проявлять .... в любом случае. Во-первых: есть шанс развития и самореализации; во-вторых: получаем бесценный опыт общения с руководством по развивающим темам; в третьих, предлжив - будем лучше знать своего работодателя и в четвёртых, если предложено что-то нужное, вовремя и правильному человеку - получаем шанс на дополнительные БОНУСЫ. А если результат окажется отрицательным - то это тоже результат: не стоит тратить даже 5 минут своей жизни в такой компании. (Это только моё мнение - никого ни в чём не пытаюсь переубеждать. Имею опыт внедрения инициатив в госслужбе.)
Татьяна Рудакова, 19.07.2016, 15:12
Очень все хорошо написано, только порою ВСЕ упирается в амбициозного начальника ( особенно, если он одного пола и возраста с Вами - ведь это соперничество ! ). Но и черезчур молчаливых работников порой руководители считают некомпетентными , даже если это совсем не так. Наверное, очень важна в производственных спорах Деликатность " разрешите не согласиться с Вами " , " мне кажется, что " , " наверное, было быправильно сказать , что " и т.д. - надо уходить от категоричности
Виктория Кравцова, Обувь для Деток, торговый дом, 19.07.2016, 17:59
Согласна с Татьяной Рудаковой: не только уходить от категоричности, но и в целом чувствовать ситуацию. Если начальник - соперник, какая может быть инициатива? Дождитесь пока его "повысят" и вносите свои предложения.
Валентина Коротковская, 19.07.2016, 18:30
Это всё касается начальников-самодуров. Моя ситуация с такого "ухода от категоричности" и начиналась. Мои идеи бурно сливались,а потом,через неделю, озвучивались перед другими сотрудниками,как идеи директрисы. Просто мне не повезло,что когда Я это предложила, свидетелей не было) Как по мне, так это показало только то,что начальнику всё позволительно. А сотруднику что? Или живи с тем,что придется быть в тени начальника, или увольняйся.
Виктория Кравцова, Обувь для Деток, торговый дом, 21.07.2016, 13:19
Правильно, не стоит работать с таким начальником. Надо найти такого, который ценит и уважает. Такие есть!
Константин Демченко, 05.09.2016, 08:57
Инициатива наказуема -это факт. Но, занимаясь генерированием идей Вы обогащаете свои знания и становитесь более значимым и уверенным человеком. Даже, если уходите с такой работы, Ваши знания при Вас и всегда находится случай проявить их в нужном месте и в нужный час. Так что Вы теряете, друзья? Вы только приобретаете опыт и мудрость. Дерзайте без больших амбиций. Этому начальнику не нужно, да и ну его! Умный руководитель всегда Вам встретится. Правильная статья.
Константин Демченко, 05.09.2016, 09:05
Да, и самое главное, что надо отметить в этой статье - это продумать как довести до руководства хорошую идею. Но доказательную базу своих идей оставить при себе, пока сам руководитель, от которого зависит и Ваша з/плата или бонусы, и ваше продвижение по службе, не заинтересуется вашей идеей

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий