Коты, пицца, цветы в горшках и другие неожиданные методы повышения работоспособности коллектива.

Давно известно, что продуктивность повышают физические упражнения, здоровый сон, постановка четких целей, возможность удаленной работы и сокращенный рабочий день.

Work.ua публикует ряд исследований и экспериментов, в которых раскрываются другие способы повышения работоспособности.

1. Больше зелени

Ученые австралийского Квинслендского университета выяснили, что в офисе, украшенном растениями, производительность сотрудников может вырасти на 15%. «"Зеленый" офис доносит до подчиненных мысль о том, что работодатель заботится об их благополучии», — утверждает соавтор научного труда, профессор психологии Алекс Хэслем.

Исследование, которое оценивало воздействия зеленой среды на производительность, проходило в офисах Великобритании и Нидерландов. В течение трех месяцев ученые фиксировали степень удовлетворенности работой и концентрацию сотрудников. «Результаты говорят о том, что инвестиции в озеленение офиса окупятся за счет повышения качества жизни и производительности сотрудников», — заключают исследователи. По словам Хэслема, выводам эксперимента противоречит популярная идея о том, что минимально оборудованные пространства увеличивают продуктивность.

2. Новизна и эксперименты

Один из самых известных экспериментов по повышению продуктивности, проведенный в 1920-х годах, привел к теории о том, что на результат влияет интерес участников к исследованию, новизна обстоятельств и осознание важности своего участия.

В течение восьми лет группа ученых во главе с психологом и социологом Элтоном Мэйо пыталась изменить условия работы в Western Electric так, чтобы производительность сборщиц реле возросла. Исследователи организовали две группы: контрольную, в которой не происходило никаких изменений, и рабочую — в ней условия постоянно корректировались. В разное время ученые улучшали освещение, меняли рабочее время, добавляли новые перерывы и меняли другие внешние факторы.

Открытием стало то, что производительность росла с каждым новым изменением, причем почти всегда не только в рабочей группе, но и в контрольной. Мэйо сделал предположение, что моральный дух работниц крепчал, поскольку они видели, что компания заинтересована в улучшении условий и проявляет заботу об их благополучии. Даже те сборщицы, чьи условия труда не менялись, чувствовали свою причастность к эксперименту и начинали работать быстрее.

У эксперимента, выявившего этот эффект, много критиков. Некоторые считают, что женщины работали усерднее, потому что боялись сокращения штата. Другие отмечают, что повышение эффективности могло вызвать вознаграждение за участие в эксперименте.

3. Пицца и похвала важнее денег

Профессор психологии Университета Дьюка Дэн Эрайли провел эксперимент, который описал в своей книге «Компенсация: скрытая логика, формирующая нашу мотивацию». Ученый разделил рабочих израильского завода полупроводниковой промышленности на четыре группы и пообещал каждой из них вознаграждение за ежедневную сборку определенного количества чипов.

Одну группу он пообещал похвалить в конце недели, другая должна была получить 30 долларов в качестве бонуса, третья — купон на бесплатную пиццу, а четвертая — ничего. Спустя неделю категория рабочих, которым пообещали пиццу, показала рост производительности на 6,7% по сравнению с контрольной группой. Фраза «Отличная работа!» повысила эффективность на 6,6%, а деньги — только на 4,9%.

В конце исследования похвала стала безусловным лидером, пицца опустилась на второе место, а обделенная всем контрольная группа — на третье. Денежная мотивация проиграла всем. «Внешние условия перестают иметь большое значение: выросшая зарплата воспринимается как должное, бонус расходуется, новая должность звучит не так многозначительно, как только вы ее получаете, — объяснял профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант в интервью The Wall Street Journal. — Однако чувство того, что другие ценят твою работу, остается с тобой».

4. Обеды вне офиса

Исследование Right Management показало, что регулярно на обед уходят только 20% американцев, а 39% обычно едят за компьютерами, не отвлекаясь от дел. Они считают, что так больше успевают, лучше работают и круто выглядят перед начальством. Но это не так.

Мозгу для хорошей памяти и быстрого усвоения информации необходимо постоянно получать энергию. Перекусы за рабочим местом — не лучшая альтернатива обеду, потому что, кроме полезных веществ, организм требует перерыва. Передышка снижает уровень стресса и улучшает творческое мышление, благодаря чему сотрудник эффективнее подходит к решению повседневных задач. Профессор менеджмента Калифорнийского университета в Дейвисе Кимберли Эльсбах утверждает, что менять обстановку необходимо, а обедать лучше в естественной среде — в парке, внутреннем дворике или хотя бы у окна.

«Люди бессознательно воспринимают вас как более преданных и надежных, если вы постоянно сидите за рабочим столом, но это не имеет никакого отношения к качеству работы», — утверждает Эльсбах. Команда приложения DeskTime по отслеживанию рабочего времени и производительности выяснила, что пользователи, регулярно совершавшие перерывы по 17 минут, были на 10% эффективнее.

5. Сон за столом

Исследования доказали положительный эффект от короткого сна в течение дня. В 2002 году ученые Гарвардского университета попросили участников выполнить визуальное задание за четыре сессии в один день. Солнце опускалось все ниже, а испытуемые работали все хуже. Однако, когда исследователи дали им возможность поспать 30 минут после второй сессии, показатели перестали ухудшаться. Часовой перерыв на сон повысил производительность на третьей и четвертой сессиях до нормального уровня.

В крупных компаниях есть специальные капсулы для сна, где сотрудники могут передохнуть, а греческая дизайн-студия Studio NL разработала столы с матрацем и боковой панелью для подушки. «Я вдохновилась жалобами своих одноклассников, которые живут далеко от работы, — рассказала автор концепта Афанасия Лейвадиту в интервью A'Design Award & Competition. — Этот стол можно использовать для сиесты или нескольких часов сна ночью между дедлайнами».

6. Кошки на работе

Японская интернет-компания Ferray Corporation разрешила сотрудникам приносить на работу котов. Если у человека нет питомца, ему предлагается 42 долларов в месяц, чтобы он мог завести его.

Когда в офисе появилось девять животных, сотрудники заметили снижение уровня стресса и улучшение атмосферы. Пропала скованность и стеснительность — работники стали чаще общаться друг с другом. Кошки свободно перемещаются по пространству в течение дня, они могут сжевать кабель, улечься на столе в переговорке или скорректировать свежий код, прогулявшись по клавиатуре. Но начальство убеждено, что положительного эффекта от такого решения все-таки больше.

7. Отказ от оптимизации

В 2012 году в Google стартовал проект «Аристотель»: исследователи должны были изучить сотни рабочих коллективов и понять, почему одни команды справляются с задачами успешно, а другие — нет. Ученые рассматривали разные аспекты: как часто сотрудники проводят время вне офиса, есть ли у них общие хобби, одинаковое ли образование у членов коллектива, что лучше — когда все в группе экстраверты или интроверты? Им так и не удалось выявить закономерности и доказать, что какие-то факторы в составе групп имеют значение.

Исследователи обратились к другим научным трудам и узнали, что большую роль играют отдельные нормы, принятые в каждой команде. Причем всех участников эти правила должны устраивать.

В 2008 году группа ученых из Carnegie Mellon, MIT и Union College провела эксперимент, разбив 699 людей по группам: каждую она попросила выполнить несколько заданий, например найти как можно больше применений кирпичу или выстроить план покупок. Команды, которые справлялись с одним заданием, справлялись и с остальными, а неуспешные терпели неудачу во всем. У эффективных групп было два главных признака: во время эксперимента все участники высказывались в течение одинакового времени и имели высокую социальную чувствительность (догадывались, о чем думает другой человек по выражению лица, тону голоса и другим невербальным сигналам). Из двух этих факторов складывается «психологическая безопасность» — уверенность в том, что никто не станет вас наказывать, смущать или отвергать за высказанные идеи.

Ученые проекта «Аристотель» изучили команды по тому же принципу и выяснили, что этот фактор действительно имеет критическое значение. Однако они не понимали, как его применить: нельзя было просто заставить лидеров команд перестать давить на других участников или мотивировать людей высказывать свои мысли. На помощь пришел сотрудник Google — менеджер среднего звена Мэтт Сакагучи, чья команда показывала плохие результаты. Он решил разобраться почему. Оказалось, что члены его группы не видели четкой цели и не ощущали своего влияния. Чтобы выяснить причины, он собрал всех участников и попросил каждого из них поделиться чем-то личным.

Сакагучи начал с себя и сказал, что у него проблемы со здоровьем, затем такой же проблемой поделился другой сотрудник. Третий — подробностями трудного разрыва с девушкой. Доверительная беседа в ходе обсуждения привела к созданию новой нормы внутри команды: замечать, когда кто-то чувствует себя подавленным или расстроенным.

«Проект "Аристотель" научил людей в Google тому, что никто не хочет "работать", когда попадает в офис, — заключил журналист New York Time, изучавший эксперимент. — Никто не хочет оставлять часть своей личности дома. Но чтобы присутствовать на работе целиком и чувствовать себя в безопасности психологически, мы должны знать, что можем без всякого осуждения делиться вещами, которые нас пугают. Мы должны уметь говорить о грустном, тяжелом и о том, что сводит нас с ума. Мы не можем зацикливаться только на эффективности. Когда мы начинаем свое утро с электронных писем коллегам по маркетингу, а затем перемещаемся в конференц-зал, мы хотим знать, что эти люди действительно слышат нас. Мы хотим знать, что труд — это больше, чем просто труд».


Источник: Секрет Фирмы

Чтобы оставить комментарий, нужно войти.