Этот излюбленный вопрос рекрутеров заслуженно вызывает такую реакцию у соискателей, как на фото. Зачем его задают и как на него правильно отвечать — разбирался Work.ua.

Если вы хотя бы однажды были на интервью или прочли пару статей о том, как проходить собеседование, вы точно знаете, что вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?» крайне популярен на собеседовании — практически извечен, по мнению Work.ua.

В теории его задают для того, чтобы выяснить:

  • уровень амбициозности кандидата;
  • адекватность самооценки;
  • думаете ли кандидат о своем профессиональном будущем;
  • как планирует идти к намеченной цели;
  • вольется ли в коллектив и разделит ли внутреннюю корпоративную культуру компании;
  • насколько долгосрочные цели кандидата отвечают тем возможностям, которые компания сможет ему предложить.

Касаясь последнего пункта, стоит помнить, что возможности компаний могут быть разные: кто-то ищет амбициозных кандидатов, которые хотят постоянно расти, а кому-то нужно закрыть линейную позицию, которая априори не предусматривает карьерный рост.

Как не нужно отвечать

Универсального правильного ответа на этот вопрос не существует. Но заведомо ошибочным будет:

  • Сказать, что вы об этом ничего не знаете или не задумывались еще.
  • Ответить, что не знаете, что будет завтра, не говоря уж о столь долгосрочной перспективе.
  • Рассказать о личном и совсем немного коснуться профессионального.
  • Говорить о предпринимательстве.

Эти ответы не понравятся в любом случае. Ведь вы приходите в компанию помочь ей развиваться, и сами должны стремиться к новому. Конечно, вы можете отшутиться на этот вопрос, ответив что-то типа: «Праздновать пятилетие вашего вопроса». Но после все равно лучше перейти к рассудительному ответу. 

Как лучше ответить

Work.ua находит обдуманным ответ из трёх составляющих.

1. Покажите нужное количество амбиций

Большинству работодателей приятно знать, что их сотрудники имеют желание расти и развиваться. Здоровые амбиции всегда нужно показывать, но важно не переусердствовать. 

Потенциальному руководителю скорее всего не захочется взять вас на должность, если вы заявите о том, что планируете занять его место через 5 лет. Даже в шутку. В меру амбициозным можно считать такой ответ:

«Я хочу изучить тонкости этой отрасли и стать профессионалом в ней».

Но помните, что даже умеренная амбициозность не всегда может быть преимуществом. Особенно, если компания ждет, что вас устроит работать 5 лет на одной должности без каких-либо карьерных взлетов. Если вы действительно претендуете именно на такую позицию, не стоит говорить об амбициях, которых нет.

2. Покажите интерес к обучению

Многие люди не знают, что именно хотят делать завтра, не говоря уже о перспектив в несколько лет, но вы всегда можете выразить желание учиться и расти в определенной области.

Расскажите о каком-то аспекте вашей трудовой жизни, который вы бы хотели улучшить. Может быть, это область знаний, в который вы пока мало что понимаете и хотели бы узнать больше, иностранный язык или какие-то курсы — любой интерес и тяга к знаниям.

Также, отвечая на этот вопрос, вы можете задать встречный и узнать у рекрутера, как долго открыта эта позиция и где сейчас тот, кто занимал эту должность 5 лет назад.

3. Объясните, насколько ваши цели схожи с целями компании

К собеседованию нужно готовиться. Как минимум поискать информацию о компании в интернете. Хорошо, если у компании есть актуальный сайт, с помощью которого легко узнать цель и миссию организации. Это ключевая информация для соискателя — здесь вы понимаете, по пути вам с компанией или нет.

Выберите несколько пунктов из миссии компании, которые резонируют с вашими целями, и отметьте, как вы планируете их достигать в рядах компании в ближайшие годы. Например:

«Мне нравится, что ваша компания вкладывает в развитие своих сотрудников. Я бы хотел через пять лет управлять своей командой в организации и помогать развиваться каждому члену отдела».

Нейтральный ответ

Нейтральный ответ на вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет» выглядит приблизительно так:

«У меня нет конкретного плана того, кем я себя вижу через 5 лет. Но я хотел бы двигаться вперед. Я гибкий, поэтому буду делать текущую работу в меру своих умений и держать ухо востро для возможностей в рамках организации, даже если это означает изменение позиции. Также я понимаю, что жизнь сложнее и вариативнее, чем сейчас мы можем предположить, но я приложу все усилия, чтобы расти в рамках существующей компании в ряде направлений».


Work.ua акцентирует, что нет идеального ответа на этот вопрос и для самих рекрутеров. Соискатели, пытаясь угадать правильный ответ, в итоге попадают на неугодную для них работу и со временем теряют всякую мотивацию. Если вам интересна горизонтальная карьера и совершенствование своих навыков — так и скажите, это вовсе не значит, что вы безынициативны. А если вас интересует рост вверх и более высокие должности — не стоит это скрывать. Ведь, если вам откажут по причине того, что в данной компании это неосуществимо, зачем вам эта работа?

И если вас спросили на собеседовании о том, кем вы видите себя через 5 лет, будьте готовы и к другим вопросам, которые могут вас обмануть.



61 комментарий

Игорь Кукшин 30.11.2015, 18:02
если этот умник-рекрутер малолетний сам не знает, кем себя увидит в лет так в 38-45
(имею ввиду когда придет на беседу, а ему скажут, что он слишком стар), не super starr !
то можно сказать ему, что хочу быть вместо барака обамы или президента соседней страны

а гибким может кассир, грузчик, коль уж это не временная работа, то и 55 перед выходом на пенсию он им и будет
логично, что можно быть либо директором, либо иметь свой бизнес, речь не том, как залезть в верховную раду
а кем еще можно стать ?
кто какие версии имеет ?
Александр Кравченко 30.11.2015, 20:17
Так скорее всего этот рекрутёр(ша) сам не знает, кем через месяцев 5 будет, в лучшем случае офис-манагером, или попытается каким-то гуру стать, и потом всё равно менИжером низшего звена.
Имя Фамилия 01.12.2015, 08:40
По сути по такие вопросы имеют один смысл, проверить как человек умеет лгать! И по сути истинный психолог брал бы тех людей которые неправильно отвечали бы на вопросы.
Андрей Лапин 03.12.2015, 00:15
Странные вы какие-то люди, вам дают политику действий, а не повод для обсуждений... Ваше дело - принять или проигнорировать, а обсуждать какой автор или зачем писал, а имел ли он право - глупо и не логично.
Игорь Кукшин 03.12.2015, 16:30
если бы нам не дали право чего-то тут обсуждать, то опцию "добавить комментарий" исключили ) и никто б ничего тут вообще не мог писать ))
Сергей Гончаренко 20.01.2016, 12:10
Вопрос не профессиональный и ответа не требует. Это личное и к работе отношения не имеет. Всё равно что интересоваться сексуальными предпочтениями! :( Если, конечно не подписывается долгосрочный контракт, сроком от 5-ти и более лет.
Игорь Кукшин 20.01.2016, 12:28
почему же, в шоу-бизе, например, такие предпочтения очень даже нужны и важны при поиске нужной "кандидатуры" )
Павел Шейко 30.11.2015, 18:21
правильные ответы - сменю пол, если буду жив. а если нет, то реинкарнируюсь в виде дельфинчика. за 20 лет осознал, что в рекрутёры идут люди у которых хреново с абстрактным мышлением и чувством юмора.
Александр Кравченко 30.11.2015, 20:26
Согласен! Как рассматривать людей, которые ведут собеседования по скриптам и тестам, которые создают псевдо-гуру, и , которые(эти гуру) выкладывают те ответы, которые надо сказать на собеседовании-нонсенс.
Имя Фамилия 01.12.2015, 08:40
К тому же психология наука не точная, всегда была и будет таковой
Таиса Лупанова 30.11.2015, 18:49
Если в свои 56 я отвечу «Я хочу изучить тонкости этой отрасли и стать профессионалом в ней", то мне уж точно работы не видать. Нас уже если и приглашают, то на чьи-то стартапы - тут без нас "суперастаров" не обойтись. Это от нас ждут, чтобы мы в их раскрытые клювики. очень аккуратно вложили эти самые ТОНКОСТИ, при этом не проявляя своей АМБИЦИОЗНОСТИ.
Александр Кравченко 30.11.2015, 20:32
Вам надо собрать этих птенчиков в охапку, кормить их чупа-чупсами, и убедить их делать за Вас чёрную работу, если получится, у меня не получается, к сожалению.
Ярослав Якимчук 30.11.2015, 19:26
Прочел и понял что так отвечать не надо.
На собеседовании сказал что я хочу остаться самим собой но продолжать расти и развиваться
Юрий Жихарев 30.11.2015, 20:00
Если Вам не 18 лет, конечно, я бы у Вас на это спросил: а Вы что до сих пор не выросли? Недоросль стало быть? Ну мне нужны взрослые люди, поэтому я вам вынужден отказать. А вообще выражение "расти и развиваться" в вакансиях современных работодателей - синоним "денег на твою зарплату нет", а в резюме - "работаю за еду" и "дайте сколько не жалко". Впрочем, не обижайтесь. Возможно, Ваш ответ на такой вот кретинский в условиях нестабильности вопрос о том, кем человек видит себя через несколько лет, один из самых удачных.
Анна Ванчицкая 30.11.2015, 22:08
100%!!!
Галина Мартынюк 28.12.2015, 21:32
Спасибо. Ценное замечание. Ёмкое.
Александр Кравченко 30.11.2015, 20:49
Как сказал, так и есть, надо быть самим собой, а вдруг через 5 лет война начнётся,хотя она уже у нас идёт полным ходом, или вдруг, Вы найдёте формулу абсолютного топлива, и все нынешние мировые лидеры будут записываться на приём за год, ещё будут говорить друг другу-вас здесь нестояло, я ещё в 2016 занимал.
Дима Евсеенко 18.05.2022, 22:55
ну вы как Ванга - все предсказали. сейчас война...
Алёна Луговская 22.08.2022, 14:06
2022 год, зацепила фраза ваша из 2015-го: «а вдруг лет так через 5 война начнётся»
Владимир Cтрелецкий 30.11.2015, 20:37
.Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
. М.Булгаков
Александр Кравченко 30.11.2015, 21:08
Добрый человек, поверь мне...
М. Булгаков
Игорь Кукшин 30.11.2015, 21:42
Влад Яма тоже стал знаменит тоже после 30 лет, так что если рекрутер думает о пенсии - пусть отлаживает средства в негос.пенс.фонд а-ля ММSIC )

а Моуринью стал тренером с оплатой в несколько сот тысяч фунтов на месяц не за 5 лет,
ну эдак через 25 после стартапа карьеры переводчика, ему уже под полтинники стукнет
интересно какой рекрутер сейчас кинет камень в его огород ?

так что 5 - это не горизонт планирования. а всего лишь рекомендация по дисконтированию денежных потоков в теоретическом инвестиционном анализе ...
Игорь Кукшин 30.11.2015, 21:43
и еще советую спросить сразу а дискаунтера, т.е. рекрутера - какая ставка дисконтирования и рефинансирования будет в периоде 5 лет ?
вот тогда и будет о чем беседовать )
Наталия Долина 30.11.2015, 22:09
Можно ответить примерно так, как ответила Анна Вентур на собеседовании с главным редактором "Вог" :"Я займу вашу должность".
Наталія Гошко 01.12.2015, 00:42
я отвечаю иначе: "буду вашим начальником"
Александр Кот 01.12.2015, 09:30
Как обычно. Нужно лицемерить, лгать и изворачиваться...
Всё намного проще: мне нужны деньги, поэтому я ищу работу. Увидел вакансию, которая МЕНЯ УСТРАИВАЕТ. По перечисленным в ней требованиям ПОДХОЖУ Я.
А в итоге собеседование превращается в соревнование "кто больше начитался подобных статеек"
Кому нужен весь этот цирк??! Кто идёт работать, чтобы "помочь развиваться компании" постороннего дяди??? Меньше пафоса, господа, будьте честными хотя бы перед самими собой!
Игорь Кукшин 01.12.2015, 10:20
а кадровик тот видел себя 5 лет назад тем, кем сейчас является ?
Леся Гадзира 01.12.2015, 13:07
Правда жизни!
Неля Ибрагимова 01.12.2015, 13:45
Александр, respect!))
Александр Мальченко 06.12.2015, 22:19
Полностью согласен, "цирковых" вопросов более чем достаточно.
Думаю проблема в том, что принципы приема работу за рубежом и у нас различаются....ну, так...чуть-чуть...
Согласен, что молодой амбициозный американец либо такая же американка (либо европеец или европейка) могут планировать карьеру и заниматься тем, что нравится, потому как зарплата инженера на заводе, главного механика на СТО и программиста у них как минимум на одном уровне.
Понятно, что все хотят работать на иностранные компании, чтобы еще что-то заработать а не просто ходить работу.
Галина Мартынюк 28.12.2015, 21:39
Согласна. Только, если Вам реально нужна работа с той зарплатой, которую предлагает дядя, та скажите ему то что он хочет слышать!...
Роман Дудар 01.12.2015, 04:17
В нашей стране это самый важный вопрос, однозначно.
Олег Андрощук 01.12.2015, 08:12
Мне проще. На вопрос кем я буду ч-з 5 лет я отвечаю "Как и сейчас, разработчиком".
Имя Фамилия 01.12.2015, 08:39
По сути по такие вопросы имеют один смысл, проверить как человек умеет лгать! И по сути истинный психолог брал бы тех людей которые неправильно отвечали бы на вопросы.
Ольга Смирнова 01.12.2015, 09:10
-Кем видите на нашей фирме себя Вы через 10 лет?
-Никем. От перспектив блестящих ОСЛЕП!!! :-D
Мартиросов Игорь, Olteya 01.12.2015, 10:21
Поддерживаю! ;-D
Мария Трескина 02.12.2015, 00:33
Самый точный ответ ХДД
Игорь Коваленко 02.12.2015, 15:46
Браво!
Мартиросов Игорь, Olteya 01.12.2015, 10:20
Сам по себе вопрос не совсем корректен - насколько я могу судить, єто скалькировано с американских/европейских книг по рекрутингу. Там я согласен - этот вопрос покажет степень амбициозности кандидата, его умение планироватьсвою карьеру и т.п. НО! При нашей нестабильности и довольно широко распространенной практикой непотизма этот "должен-врать-вопрос" превращается в глупость.
Сергей Гончаренко 01.12.2015, 11:20
Такие вопросы на деловом собеседовании неуместны и являются ярким примером неэтичного поведения. Когда люди лезут туда, где у них нет прав и полномочий. Они Вам не друзья чтобы переходить на личное.
Сергей Гончаренко 01.12.2015, 11:27
И правильным ответом будет именно указание собеседнику на то что он переходит уровень профессионального общения и ведёт себя не этично. Если у компании имеются планы на работника с долгосрочной перспективой - так пусть она заботится о том, чтобы работники не теряли интерес к подобного рода деятельности, или уведомляли о возможности профессионального или карьерного роста. Выбор наёмника зависит только от него самого, а работодатель должен стараться хотя бы не отталкивать, не вызывать неприязнь со старта такого рода "вопросами".
Наталия Денисенко 27.08.2020, 15:34
и как всегда -- в Украине все всем должны. с какого дива работодатель должен поддерживать интерес работника к его профессии? работник упал и ударился головой? может, ему стоит открыть глаза и адекватно оценить насколько он действительно ценен в этот момент для работодателя? сколько людей в отрасли могут делать его работу? Работодатель должен предложить понятные и прозрачные условия работы и соблюсти их -- то есть, выдержать условия договора. И больше ничего никому не должен. А вот эта философия работников "заинтересуйте меня" -- для посредственных спецов. И знаете, правда в том, что спецам, которые важны для для компании, такой вопрос вообще не задают -- им просто предлагают условия и зп, и их же обсуждают. Их пофиг как те видят себя через 5 лет, пока они делают для конторы работу, которую не могут делать другие. Очнитесь, люди :)
Артём Гаврилец 17.06.2021, 00:07
если так рассуждать, то получается, что никто вообще не ценен, а с годами ещё и стар и можно любого заменить кем угодно...
Сталин так и делал - этих расстреливал, новых набирал...
Дмитрий Малахович 01.12.2015, 13:05
Вопросов много а з/п как была 1,78 коп. в час так и осталась. А то тесты пройди, собеседования поговори, а толку ЗЕРО!!!
Андрей Барбинягра 01.12.2015, 14:41
В серьезных компаниях на собеседовании, при условии что человек имеет опыт работы, такого рода вопросов не задают - сразу переходят к сути, конкретные вопросы по теме... А если "кем вы себя видите..." - или "Рога и копыта" или работа для новичка которая работодателю не очень и нужна .
Игорь Кукшин 01.12.2015, 19:20
сходил как-то на собеседование в очень серьезную компанию: вышел перец а-ля партнер
положил на стол мобилу - включил громкую связь, поматюкался с дятлом каким-то минут 10 , и так 3 раза за полчаса
задал мне пару вопросов , сказал, что я долб...б
мол не такое резюме, ничего не умею
и дома занимаюсь х--й, а лучше с делал какие-то геликоптеры, чтоб стать депутатом
и больше ничего не спрашивал
мол типа че тут пишешь про какие-то увлечения еще,
думаю теперь в жизни не скажу ни слова об увлечениях, ни работе, ни в резюме никому
он. директор, видите ли не может понят кто я на самом деле
так что если с вами еще общаются в кабине - радоваться надо, а
так выброшенное время на ветер и испорченное настроение
но все таки кого он ищет - он сказал, если б ты знал английских - бы бы бухгалтером у индуса на пару тыс.евро с зп
хотел я было сказать, что с улицы не берут людей даже 7 пядей во лбу,
а то , что он жаловался на начисленные несколько млн грин. штрафов по вине того главбуха
Игорь Кукшин 01.12.2015, 19:23
ага тесты пройди
у нас в стране некоторые фирмы возомнили себя еще и органами лицензирования и оценки профессиональных знаний,
считают что их полномочия выше, чем например, в минфине, институте, аудиторской палате

спрашиваю - зачем тесты - говорят типа предварительный отбор,
задаю новый вопрос - а, так у вас текучка кадров, что аудиторы в очередь к вам стоят ? - тогда я к вам на работу не пойду )
Мария Трескина 02.12.2015, 00:29
Честно говоря, такие вопросы - "кем видите себя через пять лет?" и "какой уровень зарплаты желаете?" вызывают желание покинуть собеседование.
Какая вам разница какие у меня фантазии и запросы? Мы не в экстрасенсов играем и уж точно батрачить за зарплату нет желающих. Любой адекватный человек, а уж тем более с амбициями будет иметь желание начать собственный бизнес.
И про уровень зарплаты - ну пожелаю я миллион долларов - будете платить? Нет - ну и к чему вопросы.
Это вы мне отвечайте сколько вы предлагаете - возможно, что ваше предложение и не устраивает меня - а то голову морочат и время только у людей отбирают... Специалисты по подбору персонала - смех и только
Игорь Коваленко 02.12.2015, 16:05
Приходишь на собеседование, у тебя 25 лет производственного стажа, тебе уже 40, ты уже трижды был заместителем директора, а тебе девочка 25 летняя "Кем вы себя видите через 5 лет? " . Ну что ей ответить?! Что через год ее директор поймет что я дышу ему в затылок? Что через 2 -4 года я смогу управлять этим предприятием? Что мне еще работать 20 лет до выхода на пенсию? Приходится нести какую-то ахинею про горизонтальное развитие, про повышение собственной квалификации, про возможность получения навыков...
Игорь Кукшин 02.12.2015, 16:29
скажите заботливой бабушкой буду, в отличие от тебя, девочка (кадровичка), когда устроишь свою личную жизнь удачно, без 2 разводов, вот тогда и будешь с мужем на 5 лет планировать воспитание детей, дай бог чтоб еще дальше род продолжился ваш) здоровья и процветания )
Артём Гаврилец 17.06.2021, 00:11
кстати только такие вот [Образа видалена модератором Work.ua] собеседования в основном и ведут и как они прокомментируют собеседование непонятно.
Они сами никакой работы делать не умеют, у них профессии нет.
Сидеть карточки людей перебирать любой идиот может, даже обезьяны могут тыкать пальцем в резюме с фотокарточками.
Евгений Кравченко 08.12.2015, 00:01
Все скверно, нет ВЕРЫ в душе , все видят плохое, за хорошое даже не думают, хотя его на много больше, даже помыслов нет в развитие самого себя и процветания нашего отечества, все непонятное слово "бизнес" которое уничтожет все наши маральные ценности, а развивает алчность жадность и животное выживание за счет других. Я вижу себя через 5 лет счасливым человеком: приносящим пользу людям, фирме, своему Государству. потому что добро всегда побеждает!!!!! (А кто в ето не верит тот к сожелению проиграл, сдался, окозался слабым)
Игорь Кукшин 08.12.2015, 11:11
в том и проблема, что большинство нормальных людей себя такими видит, положительно-оптимистичными и счастливыми, а вот работатель/отборщик, увы, редко это может заметить, и силу, ....разных причин, но чаще, своей ограниченности
Артём Гаврилец 17.06.2021, 00:13
[образа видалена модератором Work.ua]
Игорь Коваленко 08.12.2015, 13:33
А я не вижу себя счастливым человеком через 5 лет - я сегодня счастливый! Я сегодня верю в Бога! Я хочу чтобы в погоне за копеечной зарплатой персонал не калечился! Чтоб руководители не посылали людей на работу как на войну - вернется/не вернется. Я хочу чтоб сегодня мы достигли уровня снижения производственного травматизма в 500 раз (да,да!) для сравнения с США и 800 раз для сравнения с Германией. Я хочу чтоб 21 летние пацаны не меняли конечности на 100 долларов США, а девчонки не продавали свое тело в сексуальное рабство, потому что другой альтернативы нет и чтоб мне не задавали такие тупые вопросы с умным видом на лице!
Юлия Алёшина 18.12.2015, 14:06
Очень правильная позиция! Но вряд ли столь пафосные рекрутеры задающие подобные вопросы смогут понять подобный ответ.
Игорь Кукшин 18.12.2015, 14:25
рекрутеры пафосные только в спец агенствах, где им платят от 10 000 и выше зарубежные компании за поиск мифического кандидата в течение года-полугода,
а чем все заканчивается в итоге ....
да ничем, пойдет этот мифический кандидат не на 50 тыс. обещанных, а на 7-8 когда уже припечет или надоест дома сидеть
Сергей Черкашин 23.12.2015, 10:59
Не каждый работадатель сам просуществует эти пять лет.
Игорь Кукшин 20.01.2016, 11:07
Серж, мы уже тут )
http://www.work.ua/articles/1258/
Дмитрий Носов 17.02.2019, 14:13
F.A.Q (Ответы на часто задаваемые вопросы)
Что вы можете сделать для нас?
- Вас резюме устроило? Вы видите в нем свою выгоду? Тогда какие могут быть вопросы?
Почему Вы хотите работать у нас?
- Все просто. Вы платите я работаю, вы не платите я не работаю, вы наглеете я увольняюсь.
Кем вы видите себя через 5 лет?
- Понятия не имею. А вы знаете что у Вас будет через год, через два?
А что Вы еще знаете?
- Вот не поверите! Абсолютные знания всего, обучаемость просто мгновенная, могу спеть, поплясать, потанцевать, а еще я умею водить автомобили, поезда и самолеты, даже открыты все категории водительских прав.
Сколько вы рассчитываете работать у нас?
- Столько сколько я буду считать Вас полезными для себя. Может я не прав?
Татьяна Билык, Рога и копыта 11.01.2023, 14:38
Чем ниже должность соискателя работы, тем больше вопросов в стиле "кем видите себя через 3,5,10 лет, или докажите почему именно вы должны занять эту должность". Задавая эти вопросы,рекрутеры,еле сдерживая улыбку от тупых ответов(впрочем какой вопрос,такой ответ) будут тщательней искать причины, чтобы из тыщи человек с высшим образованием,без вредных привычек, кучами тренингов, водит правами, знанием 5 языков и модельной внешностью,выбрать заслуженного кандидата на продавца трусов в торговом центре. И если вы пройдете всеми правдами и неправдами это собеседование, то рано радоваться, потому что скорее всего грядет второй тур среди таких же,в котором схватка будет не на жизнь ,а на смерть. И вот уже после такого тщательного отбора, вы заслуженно можете занять столь высокую должность обслуживающего персонала ,с чем и можно поздравить от всего сердца.
То ли дело управляющие и около должности. Там все обстоит иначе. Без собеседований,тупых вопросах о знаниях и компетентности. Всему обучат(насколько возможно))).

Чтобы оставить комментарий, нужно войти.