10 правил оценки будущего места работы

Полина Сафронова, siliconrus.com
10 правил оценки будущего места работы
Инструкция по проведению тест-драйва потенциального работодателя: как на собеседовании определить, подходит ли соискателю начальник, не будут ли раздражать будущие коллеги, и почему важна дорога до офиса.

Work.ua публикует советы Полины Сафроновой, разработчика компьютерного софта, о том, что нужно оценить перед тем, как соглашаться на предложение работы.


Три месяца назад я уволилась и начала искать работодателя. Найти идеального очень сложно. Требования примерно такие же, как при выборе партнера для отношений. На работе мы проводим 40 часов в неделю, мы там живем, как бы грозно это не звучало. Но в идеале это должно звучать не грозно, а напротив.

Я не раз делала неправильный выбор, убеждая себя, что это всего лишь работа. Такие убеждения всегда заканчивались неудовлетворительно.

Разобравшись в своей «интуиции», по которой обычно принимала решение о выборе работы, я составила список из десяти правил, по которому провожу настоящий тест-драйв каждому потенциальному работодателю.

1. Оцените путь до офиса

Подумайте, хотели бы вы каждый свой день начинать этим маршрутом? Не усугубит ли окружающая действительность ваше плохое настроение, если вас что-то успело расстроить? Не испортит ли эта дорога хорошее настроение? Оглядитесь и в офисе: хочется задержаться там или бежать оттуда? Найдется ли там местечко, где вы сможете спрятаться в минуты творческого кризиса или аврала?

Для меня это правило важно, но я могу им пренебречь, если работодатель безоговорочно подходит под все другие нижеперечисленные пункты.

2. Познакомьтесь с вашим будущим начальником

На минуточку представьте следующее: если вы случайно в выходной день увидите его в торговом центре, подойдете ли поздороваться или постараетесь скрыться? Это правило я увидела в одной книге (кажется, Гая Кавасаки), и теперь каждый раз задаю себе этот вопрос. Если вы скрылись мысленно, то самое время скрываться с горизонта и в реальности. Не нужно насиловать себя даже из-за зарплаты. Рано или поздно вы уйдете с такой работы без сил, морально уничтоженные. Или даже хуже — неуверенные в себе как в специалисте, если начальник окажется хамом.

Руководитель должен не бесить хотя бы на ранних этапах. Лучше всего, если у него есть шанс стать для вас ролевой моделью. Вы должны хотеть прислушиваться к нему не из желания выслужиться, а вследствие искреннего уважения.

3. Оцените тестовое задание

Готовы ли вы повторять его за бесплатно? Если бы такие задания вам давали в университете, обещая за них только зачет, было бы интересно выполнять их в течение года, были бы вы готовы платить за такое обучение? Есть ли у вас мандраж? Чувствуете ли вы при виде задания невыносимую скуку, черную тоску или бесповоротное отчаяние? Это важно. Потому что примерно этим вы будете заниматься каждый день.

Никаких «завтра будет лучше, чем вчера» и «стерпится-слюбится». Завтра вы будете делать то же самое, только уже не дома за чашечкой чая. И послезавтра, впрочем, тоже.

4. Проявите зарплатный расизм

Все работают «в серую» — и ничего, скажете вы. А черная зарплата, как правило, вообще больше. Так думала и я, пока не оказалась в неприятном положении. Зато этот небесплатный урок научил меня «дуть на молоко». Для меня незадокументированные отношения с работодателем — это так же, как родить и воспитывать ребенка, не заключив брак. На волне эмоций кажется, что любовь вечна, что вечен человек, а обязательства ненарушимы.

В «серой» схеме работы с точки зрения закона и работодателя ты совершенно уязвим. Причем совершенно не обязательно, чтобы начальник был скотиной. У него может просто не оказаться свободных денег для вас. Ни в этом месяце, ни в следующем.

5. Узнайте, что вы сможете вынести из работы для себя

Зачем вам должность, на которой вы ничему не сможете научиться? Не всегда зарплата — это только деньги. Если вы в процессе работы научитесь пользоваться каким-то софтом, сделаете интересный проект, ваша стоимость на рынке труда увеличится.

Это возврат на инвестиции вашего труда, за который пока не купишь квартиру или авиабилет. Но пройдет время, и ваши навыки обналичатся.

6. Не теряйте время

Я очень часто отказываюсь от повторных собеседований и тестовых заданий, если чувствую, что что-то не так. Для большинства я выгляжу безработной нерациональной глупышкой. Но это мой способ экономии времени. Не выжимайте из себя все соки, и, боже упаси, не тащите на себе груз ненужной ответственности.

Не бойтесь сливаться, если точно знаете, что не хотите продолжать. Вы никому не обязаны, кроме себя. Некоторые процессы не нужно доводить до финала, и за это не должно быть неловко.

7. Посмотрите проекты и продукты компании

Если качество покажется вам постыдным — бегите. Не думайте, что вы влетите как супермен и вытянете все на принципиально новый уровень. Разумеется, только если вас не пригласили на должность супермена. Если вся компания выходит в интернет через Internet Explorer и делает презентации с Comic Sans цвета радуги, то тут уже ничего не поделаешь. Реформы быстро превратят вас во «врага народа».

Вспомните, через какие муки прошел Петр Первый в своих отношениях с боярами. Вспомните, как поплатился Галилей. Если у вас нет возможности рубить головы за отказ рубить бороды, то оставьте людей в их уютном мирке и идите к тем, у кого земля вертелась и до вас. Пока вас не сожгли на костре корпоративной инквизиции.

8. Задавайте вопросы

Собеседуйте работодателя с его же пристрастием. Вы же, приходя на свидание, не останетесь в стороне, а попытаетесь выудить все подробности о человеке. Покажите работодателю, что ему тоже нужно вас собой заинтересовать. Если он начнет это делать, значит, все в порядке. Если нет, значит, в глазах работодателя вы — расходный материал. Спрашивайте, будет ли оплачено тестовое задание, узнайте причины освобождения позиции. Проговаривайте и уточняйте все, что показалось вам нелогичным.

Работодатель должен испытывать за свою работу гордость, но не гордыню. Гордость — это делиться с соискателем успехами компании, гордыня — считать, что все о них просто обязаны знать. И если вас не пригласят на следующий этап, потому что вы лезли не в свое дело, тем лучше для вас. Естественный отбор отсеял слабого работодателя.

9. Мельком оцените сотрудников

Среднестатистическое выражение их лиц — это будущее выражение вашего. Если они выглядят как мученики с картин Рублева, вы тоже рано или поздно попадете на этот «иконостас».

Не всегда все зависит от характера человека, многое зависит от контекста. И не всегда человек красит место, чаще место красит человека в яркие или унылые цвета.

10. Смотрите в будущее

Вам проводят стрессовое интервью? Значит, и работа будет стрессовой. С вами заигрывает ваш будущий начальник? Значит, это еще цветочки, а ягодки будут впереди. Вы готовы к ягодкам, они вас не смущают — продолжайте. Но не думайте, что тяжело в ученье — легко в бою.

Если вам устроили жесткий противоречивый допрос, дальше абсурд будет прогрессировать. Бегите и не ждите, когда однажды в вас закричит Зощенко бессмертным «Я не могу работать в такой нервной обстановке». Конечно, если только в конце этого шоу из шкафа не вышел улыбающийся ведущий с букетом цветов и не показал, что камера была спрятана в кулере.


Вот такие правила. Они не помогают найти работу, но они помогут сделать правильный выбор и оградить себя от ненужных сожалений.


Також читайте

Коментарі (24)

Таиса Лупанова, 08.09.2014, 23:57
Отличная статья. Впервые не хочется спорить ни по одному из пунктов. Особенно после того, как и месяца не прошло,как уволился, четыре месяца насилуя себя, "потому что нужно зарабатывать, потому. что съемная квартира, потому. что тебе уже 55". Эта дорога с работы - 15 минут в гору до метро, мимо заросших бурьяном обочин,где в дождь негде спрятаться от фонтанов от проезжающих машин, этот офис с перегородками без окна, без дверей, где каждое слово с клиентом слышат все в офисе, где, для того, чтобы позвонить по личному вопросу надо идти на улицу, где начальник унижает тебя, где уже через неделю начинаешь понимать, что обещанных продаж и, соответственно, бонусов не предвидится, а согласился на 3000 (а белыми 1700) после того, как на предыдущей получал 7000 ( и бонусов 600-1000 евро за квартал) по перечисленным выше причинам....
Вот и не идешь на собеседование, прочитав отзывы в черном списке или поняв, что это сетевой маркетинг, где поначалу тебе пытаются "втюхать", чтобы и ты потом...
Ия Кринская, 09.09.2014, 13:08
Статья никакая, для человека с опытом. Для новичка - тоже спорно, но терпимо. Для профессионала - толку ноль
Ольга Буньо, 10.09.2014, 11:05
Стаття справді добра, а Ви, Ія, мабуть,зараз працевлаштовані, тому такий коментар.
Ия Кринская, 10.09.2014, 13:04
Ольга, если следовать всем этим правилам, человек никогда не трудоустроится. Мое мнение, что это свод правил для человека, который ищет работу первый раз. Начиная со второго, человек приобретает опыт и понимает, что большую часть этих советов выполнить невозможно. Впрочем, сколько людей - столько и мнений
Татьяна Абдельшахид, 11.09.2014, 12:09
Вы неправы. У меня уже 10 лет стажа, и моему работодателю можно дать оценку 10 из 10, следуя этой статье. Такого работодателя сыскать сложно, безусловно, но можно. Более того, именно путем получения опыта я поняла, что выбирать работодателя нужно точно исходя из принципов, описанных в этой статье. Мои комплименты автору:)
Ия Кринская, 11.09.2014, 14:31
Татьяна, Вы не правы. У меня уже 22 года стажа, а мне 39))) Из своих 7-8 работодателей, оценку 10 не поставлю никому. А исходя из своего опыта могу сказать, что только по цвету входной двери могу поставить "диагноз" фирме. Я высказала свое мнение. И не надо меня переубеждать. Исходя из своего стажа, я могу переговорить и переубедить многих. И когда я начала свой бизнес, я искала людей по своим внутренним убеждениям, а не по статьям и советам на Ворке. Впрочем, извините, отвлеклась от основной темы дискуссии
Андрей Вроонский, 21.04.2015, 11:39
непонятно, чем вам статья понравилась, и Ваши проблемы как-то сумбурно вывалены в кучу
Дмитро Кучер, 09.09.2014, 10:47
"это так же, как родить и воспитывать ребенка, не заключив брак" - штамп в паспорте влияет на воспитание ребенка? А ниче что 100К лет небыло у людей ни паспортов ни штампов
Елена Куркова, 09.09.2014, 21:34
У людей был страх Божий, поэтому и штампов в паспортах, , как таковых не надобилось в древности, наверное. В современном мире нравы таковы, что "обвести вокруг пальца" любого не составляет нравственного закона, каждый стремится получить максимум выгоды для себя, компании, бизнеса, поэтому и манипулируют людьми. Более опытные это чувствуют, а молодежь попадает в сети, и не только маркетинговые...
Андрей Вроонский, 21.04.2015, 11:41
Вы библию, то читали, что бы осуждать современное общество ??
Наталия Хитрая, 09.09.2014, 19:33
Дуже правильна стаття!
Елена Валентиновна, Траут С.А., ФЛП, 10.09.2014, 10:18
"Белой " зарплаты у нас в стране не бывает. Так что следуя п.4 будем оставаться без работы!
Наталья Ушакова, 10.09.2014, 12:02
Человек делится личным опытом, не претендуя на истину в последней инстанции. Многие вещи стуктурированы, то, что многие понимают интуитивно, переведено в слова:) Что-то можно взять для себя, о чем-то вообще не думалось до прочтения статьи...
Я бы сказала, что статья полезная, и вообще качество статей на Варке в последнее время улучшилось.
Спасибо!
Наталья Ушакова, 10.09.2014, 12:06
На Ворке, описалась:)
Галина Левковская, 10.09.2014, 12:34
Очень хорошая статья. Последний пункт заставил искренне посмеяться. Спасибо за статью
Андрей Овчаренко, 11.09.2014, 10:53
На самом деле статья правильная. Для профессионалов, но не для новичков. Молодые специалисты, которые выходят на рынок труда, как правило очень нервничают когда проходят собиседование и тем самым внушают недоверие работодателю.
Спасибо за статью. Статью щитаю полезной.
Ия Кринская, 11.09.2014, 14:33
Щитаю))) Нет слов, Андрей, Вы сделали мой день
Андрей Овчаренко, 11.09.2014, 22:39
Спасибо за сарказм. Вы очень приятная женщина, Ия.
Круглый Ф.М., Qwerty, 12.09.2014, 14:11
Ия в Киеве, Андрей в Днепре, ну ё!
Виктория Цыбульник, 13.09.2014, 12:03
:)
Владислав Кудрик, 29.09.2014, 19:21
наверно первая статья на Ворке за которую не задумываясь можно поставить 5 +..)))
Марина Головко, 30.09.2014, 07:25
классная статья, есть о чем подумать
Наталия Наталия, 05.10.2014, 12:00
Всё правильно. Спасибо за статью. Я вот с этими критериями всё сижу без работы или перебиваюсь на временных. Потому что в маленьком городке-областном центре найти работу для определённых специалистов - хоть какую-то - уже за счастье!
Андрей Вроонский, 21.04.2015, 11:09
вот интересно какой стаж работы на одном месте у автора 1,5 года наберется ?
в большинстве доводы, лишь принципы поколения Y, как и в жизни так и в работе

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар