Как HR-сотрудникам управлять репутацией компании в интернете

Присутствие компании в интернете — это отличная возможность заявить о себе, коммуницировать с целевой аудиторией, найти новых сотрудников. Work.ua узнал у эксперта, СЕО компании Reputazzi, как правильно действовать в сети.

Репутация в интернете формируется посредством отзывов от потребителей услуг/товаров, а также тех, кто работал или хотел работать в компании.

В первую очередь, с соискателями сотрудничают менеджеры по персоналу. Во многом от них зависит, какой образ компании сложится в глазах соискателей, а следовательно, какие отзывы будут оставлены в сети.

Зачастую репутация компании может быть испорчена не специально, по наивности HR-отдела. Достаточно одной лишь мелочи.

Давайте рассмотрим, какие шаги должны предпринимать менеджеры по персоналу, чтобы не допустить негатив в интернете и нейтрализовать его.

Подготовка к размещению вакансии

Создайте образ идеального сотрудника и приглашайте только потенциально подходящих под этот типаж:

Сколько и какие книги читают «ваши люди», чем увлекаются? Вложите эту информацию в объявление о вакансии. В компании Zappos, лидере по корпоративной культуре в мире, сотрудника нанимают с тем прицелом, чтобы с ним было приятно сходить в бар. Понятно, что все требования сложно указать, но принципиальные описать необходимо. Например, ключевое требование к сотрудникам Starbuks — общительность. Открытость приравнивается к служебным обязанностям.

Разместите красиво оформленное и грамотное объявление о вакансии. Опечатки, ошибки (пунктуационные и грамматические) негативно влияют на восприятие соискателями, а следовательно, на репутацию компании. Вряд ли вас будут воспринимать как профессионала, если даже в таком деле вы допускаете ошибки.

Выделяйтесь.Старайтесь не разбрасываться шаблонными фразами. Расскажите о вакансии так, если бы вы говорили с другом. В идеале текст вакансии должен «продавать» вашу компанию, если вы, конечно, работаете не в Google.

Хорошо, когда вакансия вызывает положительные эмоции и формирует ощущение профессионализма. Избегайте высокомерного тона в духе «Вам нужно очень постараться, чтобы мы захотели вас взять». Даже если это соответствует действительности, передайте такое в перечне требований, а не тональности.

Первичное взаимодействие с сотрудниками

После публикации вакансии менеджер по персоналу анализирует полученные резюме и дает ответы. Иногда предварительным этапом между собеседованием и резюме может стать выполнение тестового задания (составить текст, нарисовать картинку в фотошопе, написать код).

Ответ на резюме. В тексте вакансии укажите, в какие сроки вы отвечаете на резюме. Придерживайтесь этих рамок. Негативные отзывы зачастую оставляют сотрудники, которые не получили фидбек в указанные сроки. Если вы отвечаете только заинтересовавшим вас кандидатам, обязательно укажите об этом в тексте вакансии.

Ответ на тестовое задание. Игнорирование тестового задания — одна из самых жестких ошибок. Человек потратил время на выполнение теста и, конечно, хочет узнать, как его восприняли. Желательно написать не формальный ответ, а указать конкретно, чего не хватило для получения должности.

Проведение собеседования

Соблюдение сроков. Встречайтесь в заранее оговоренное время либо заблаговременно перенесите проведение собеседования. Если вы приглашаете несколько кандидатов, соблюдайте интервалы между их визитами 20-25 минут. В случае форс-мажора займите их чем-нибудь интересным: проведите экскурсию по компании, предложите кофе. В конечном счете это оставит положительное впечатление при любом исходе.

Укромное место. Даже если нет возможности выделить отдельное помещение для проведения собеседования, создайте комфортную обстановку из того, что есть. Собеседование уже само по себе стресс, поэтому соискателям вряд ли понравятся дополнительные стрессирующие факторы.

Манера. Люди ценят, когда с ними говорят дружелюбным тоном. Не должно быть никакого хамства. Это аксиома. Кроме того, постарайтесь создать такую атмосферу, как если бы вы говорили с другом. На собеседованиях в Apple можно услышать «Что вас вдохновляет больше всего?». Эти и другие вопросы расслабляют собеседников и настраивают на положительную волну. В тех же Zappos и Apple могут спросить про трудности, с которыми пришлось сталкиваться кандидатам. Так эти компании показывают, что интересуют не идеальные люди, а люди с прошлым.

Присутствие профильного специалиста. Если ваше собеседование касается во многом технической части, разумнее будет пригласить технического специалиста. Иначе потом в интернете вас могут обвинить в некомпетентности интервьюера. Ради справедливости нужно сказать: людям хочется, чтобы их оценивали те, кто может это сделать.

Если только... . Не стоит обещать соискателю, что вы возьмете его на работу, если он прочитает книгу/пройдет курс. С точки зрения профессиональной этики это не совсем корректно.

Зарплата немного меньше. Вы пригласили человека на собеседование, хотя не готовы платить указанный им в резюме минимум. Вероятно, в вашей компании изменились планы. Может быть, вы не указывали уровень оплаты в вакансии и рассчитываете, что заинтересуете соискателя «дополнительными плюшками». В любом случае так делать не следует. Для многих кандидатов зарплата — это важнейший критерий при выборе работы. Потратив время человека, вы также нанесете вред репутации компании в интернете.

Все расспросим, но ничего не расскажем. Некоторые работодатели предпочитают задавать очень много вопросов кандидатам, всячески их экзаменовать, но не делятся информацией о компании, аргументируя тем, что решение еще не принято. Для некоторых соискателей это повод слить свой негатив в интернет.

Мониторинг и реакция на негативные отзывы

Мониторить негативные отзывы — это правило хорошего тона. Нужно следить за самыми популярными порталами отзывов и профильными сайтами.

Как реагировать на негатив?

Тактично. Соблюдайте чувство такта, даже если вас обидели или оскорбили. Пуститесь в эмоции — вас будут воспринимать не как профессионального работодателя, а соседа по общежитию. На популярных порталах отзывы хранятся годами. Помните, что ваш ответ прочтут тысячи людей и среди них будут потенциальные соискатели.

Без оправданий. Даже если допустили ошибку, оправдываться не стоит. Объяснить свою позицию нужно обязательно, но не переходить грань. Однако все зависит от масштаба ущерба. Если ваша вина велика, обязательно принесите извинения.

Без полемики. Четко, конкретно, по фактам. Не нужно вдаваться в дискуссию, искать правых и виноватых, думать, что делать. Обсудите ситуацию в рамках возникшей проблемы и не более того.

Перезвоните. Наилучшим образом негативный отзыв нейтрализуется звонком по телефону. После личной беседы человек практически точно оставит еще один, но уже положительный отзыв.

Другие моменты

Выступление на конференциях и других мероприятиях. Старайтесь избегать провокационных утверждений. Вы можете сказать «Пряник в нашей компании еще нужно заслужить», но не все должным образом оценят ваше чувство юмора. Сохраняйте дистанцию, будьте дружелюбными и деловыми.

Участие в подкастах. При участии в подкастах и вебинарах раскрывайте свой профессионализм по максимуму. Соблюдайте профессиональные стандарты.

Профили в социальных сетях. Некоторые соискатели весьма любопытны. Они мониторят профили менеджеров по персоналу в социальных сетях, а потом вплетают информацию, которая показалась им непрофессиональной, в свой негативный отзыв. Ничего корректного в этом нет, однако так бывает.

Все перечисленные выше ошибки, к сожалению, часто практикуют сотрудники маленьких фирм и больших корпораций. Как видите, ошибиться очень легко, а вот исправиться — дорого, долго и не всегда эффективно. Удалить негатив удается не везде и не всегда, поэтому советуем донести информацию из статьи сотрудникам HR-отдела.


Менеджеры по персоналу должны понимать, что на них тоже лежит ответственность за объемы прибыли компании. Когда это понимание будет четко сформировано, количество ошибок сократится до минимума. Будьте внимательны к своей репутации, ведь именно она является долгосрочным вложением в процветание бизнеса.


Читайте также: 
Личный бренд, или что сделать, чтобы работа вас искала


Читайте также

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий