Відмови — один із найнеприємніших моментів у роботі будь-якого рекрутера, але від них нікуди не дітися. Work.ua ділиться порадами, які допоможуть спростити цю задачу.

Найгірший варіант відмови: сказати кандидату: «Ми вам передзвонимо!» — і не передзвонити. Нікому не хочеться це робити, й у всіх є більш важливі й цікаві завдання. Але відмовляти важливо бо:

  • відмови — це одна з частин іміджу компанії на HR-ринку;
  • це ваш імідж як рекрутера;
  • нарешті, це просто ваша робота.

Водночас пам’ятайте, що відмовляти простіше листом, а не телефоном. Це менш складно емоційно і для шукача, і рекрутера.

Але якщо відмовити доводиться потенційному топменеджеру, краще знайти час для телефонного дзвінка. Під час розмови необхідно навести доводи, які стали причиною відмови, і висловити співчуття й надію на те, що бажання працювати в компанії в претендента збережеться. Закінчуючи бесіду, варто пообіцяти кандидату зв’язатися з ним, як тільки з’являться нові вакансії.

І, звичайно, відмова має бути обґрунтованою і лише діловими якостями. Замість «На жаль, ми не готові зробити вам пропозицію зараз» складіть індивідуальну відповідь. Work.ua наводить 4 приклади аргументів.

«Ми прийняли на роботу кандидата з великим досвідом»

Будь-який кандидат, шукаючи роботу, замислюється про свій професійний багаж і про те, чому він не отримав посаду — чого йому не вистачило для перемоги в змаганні вакансії? Тому йому буде легше прийняти відмову, якщо він дізнається, що в боротьбі за посаду переміг найсильніший, тобто досвідченіший.

Наприклад: «На жаль, на цей момент ви не підходите нам через нестачу досвіду. Ми шукаємо кандидата, який, як мінімум, три роки працював у цій сфері й знає ринок».

«Ми прийняли на роботу кандидата з профільною освітою»

Якщо освіта у вимогах до вакансії вказана не для красного слівця, а безпосередньо впливає на якість роботи, логічно відмовити претендентові, у якого вона незакінчена або непрофільна.

«Керівництво вирішило перемістити на цю посаду співробітника, який вже працює в компанії»

Компанії розвиваються, співробітники теж. Менеджер із продажу у вільний час вивчився на дизайнера й теж пройшов співбесіду на вакансію? Цілком зрозуміло, чому ваш вибір припав на співробітника, який уже працює в компанії, знайомий із її цінностями, правилами й колективом.

«Для роботи на цій посаді необхідні такі й такі знання або навички, яких у вас немає, тому ми прийняли рішення на користь іншого кандидата»

Якщо ж кандидату не вистачило професійного багажу — напишіть, як є. З конкретним зазначенням навичок, яких не вистачає. Найчастіше й сам кандидат усвідомлює, що «не дотягнув», але надія, як відомо, вмирає останньою.

Коректно сформульована відмова може дати вам «гарячий резерв», якщо ви не на 100% впевнені в обраному кандидаті. Але не давайте даремних надій «номеру два», адже його послуги можуть виявитися й непотрібними.

Шаблон листа-відмови

Як правило, лист-відмова претендентові складається з:

  • вітання;
  • подяки за приділений час і увагу до компанії;
  • повідомлення, що вакансія закрита, на неї прийнятий інший кандидат;
  • кількох теплих слів із побажанням успіху наприкінці.

Іноді в лист додають фразу: «Сподіваємося, ви не будете проти, якщо ми збережемо ваш відгук і звернемося до вас, якщо в нас з’являться інші вакансії».

Загалом, у роботі з відмовами нічого страшного немає. Особливо, якщо зробити цю частину роботи налагодженим бізнес-процесом. Тоді знижується її емоційна складова, і проблема стає просто завданням, яку треба вирішити. Звичайно, працювати зовсім без серця в підборі не можна, та й не потрібно, але і витрачати даремно емоційний ресурс теж не варто. Work.ua бажає вам вдалого та легкого підбору.


Читайте також



8 коментарів

Николай Син, Синоренко Н.В., ФЛП 18.06.2020, 15:57
Не знаю, что говорит статистика, но тыкать соискателю, что он не соответствует по опыту или образованию - полное дно. Нельзя так делать как минимум по следующим причинам:
1. Намекая на непрофильное образование, вы отталкиваете людей от профессии. Он мог быть крутым специалистом и "без корочек", но вы его убили. Хотя примеров столько, что даже исключением нельзя назвать. Живите с этим.
2. Опыт далеко не всегда играет решающую роль. Полно случаев, когда новичок "обходит" с лёгкостью опытного сотрудника.
Адекватно выглядят только варианты с закрытием вакансии внутренним ресурсом, или прямое указание на отсутствие определённых знаний или навыков. Так у соискателя хотя бы останется желание развиваться дальше и пробовать снова. Он к вам вернётся обязательно. В ином случае он пойдёт к конкурентам, потому что они не выпендриваются, а прямо говорят то что думают.
Вікторія, Агро-gps-Сервіс 18.06.2020, 16:51
Очень много кандидатов с завышенными ожиданиями по ЗП и совсем не стремятся получить опыт и знания. Отказ может нести за собой не только разочарования, но и стимул. Стать лучше, профессиональней. У компании(как и у соискателя) всегда есть свои причины отказать тем или иным кандидатам. Нет плохих и хороших кандидатов, плохих и хороших компаний, есть те, которые подходят друг-другу. Зачем выдумывать?Лучше откровенно ответить, по каким параметрам отдали предпочтение другому кандидату. Даже если это вопрос образования — будет повод пополнить знания еще одним дипломом! (если так уж интересна сфера деятельности) или же найдется другая компания, для которой это не будет играть финальную роль. То есть еще не известно кому повезло?!
Николай Син, Синоренко Н.В., ФЛП 18.06.2020, 17:19
"Зачем выдумывать?" - отличный вариант, кстати. Можно прямо сказать то, что ответила компания, с этим я согласен. Но говорить опытному разработчику с 10- и более летним стажем, что у него нет корочек - сомнительное мероприятие, если оно исходит не от компании, а от рекрутера лично. Подкачаться можно за год, а вот корочки получить - в среднем 5 лет. Это мощнейший демотиватор общаться с компанией-нанимателем дальше. А возможно и с рекрутерами, которые работают с этой компанией. Ведь эта статья не для компаний, а непосредственно для рекрутеров. Я и мои коллеги лично через это проходили множество раз. Могу сказать это и как наниматель, и как наёмный сотрудник. Это работает только если нужно, чтобы данный соискатель и данный наниматель больше никогда не пересекались. То самое пресловутое "не подходят", такое тоже бывает.
Марфа Иванова 02.07.2020, 18:41
Вы тоже такое встречали?" Но говорить опытному разработчику с 10- и более летним стажем, что у него нет корочек - сомнительное мероприятие, если оно исходит не от компании, а от рекрутера лично." А я еще думаю - в какой палате номер 6 клонируют. Не поверите- как под копирку. Прям как здесь. Я еще и издевалась - как можно опыт исправить, ну и прочее. По факту больше 20 лет стажа фиксированного и приличного, полная выкладка согласно международным стандартам документов. Самое главное - не я им резюме слала. Сначала на линке раз 20 пробежали ( там резюме), в других местах прыг. А потом мне значит - пришлите резюме. Ну и ответ. Так и не поняла чего подобным надо?
Валерия, MBA Time4U 19.06.2020, 12:55
Сообщать кандидату в отказе, что предпочли более сильного кандидата, стоит только в том случае, если вакансия реально закрыта. В противном случае, вакансия будет продолжать висеть на джоб-сайте, и потом может сложиться некрасивая ситуация, когда кандидаты начинают названивать, интересоваться, почему, что и чем он не подходит на самом деле. Они чувствуют подвох. И это влечет негатив, и чревато нехорошими отзывами о компании как в письменном виде на ресурсах, так и в "сарафанном радио". Я, например, стараюсь по максимуму сделать так, чтоб даже кандидат с отказом ушел счастливым, насколько это возможно. Ни один человек не должен почувствовать себя "дном". И информацию подаю в форме "бутерброда". Сначала благодарность и приятности, потом отказ и причина\слабые места, потом снова перекрываем хорошим (например, можно уточнить, что решение далось очень тяжело, поскольку кандидат очень сильный). И обязательно желаем успеха (НЕ удачи! это звучит как издевка) в поисках интересной и подходящей работы.
И еще: всегда можно судить о человеке по тому, как он принимает отказ любого рода (в работе, в свидании, в оказании помощи итд).
Кто-то благодарит и желает успехов в ответ, кто-то игнорит, кто-то начинает йорничать и "спасибо за стандартный отказ" итд, а кто-то до последнего выпытывает, почему не он, давит на жалость, упрашивает дать шанс итд. Каждая реакция о многом говорит.
Николай Син, Синоренко Н.В., ФЛП 19.06.2020, 22:16
Поддерживаю такой подход.
Лариса Скрипай 22.06.2020, 13:21
"всегда можно судить о человеке по тому, как он принимает отказ любого рода" підтримаю на всі 100%
Лариса Скрипай 22.06.2020, 13:20
Дякую, як на мене стаття корисна. Але завжди треба брати до уваги багато факторів. Так, індивідуальна відповідь це добре. Але іноді на вакансію надходить багато відгуків від кандидатів, які взагалі не відповідають вимогам вакансіі. Бувають звичайно випадки, коли є можливість знизити вимоги, але і зовсім протилежні, коли є обов'язкові вимоги.
Я вважаю, що відповідь 100% обов'язкова після проведення співбесіди. І в такому випадку індивідуальна відповідь це must have.
Відповідь просто на резюме теж важлива. Бо кандитат має розуміти, чи має він якісь шанси, чи ні. Але якщо тільки резюме хоч частково відповідає вимогам вакансії.
Якщо ж резюме і близько не дотягує до вимог, я вважаю, що стандартної відповіді достатньо. Якщо кандидат не має часу уважно прочитати вимоги вакансіі, то чому рекрутер має знайти час на змістовну відповідь?...
Але це все моя точка зору і ви маєте право не погоджуватися.

Щоб залишити коментар, потрібно увійти.