О каких личных качествах можно сообщить потенциальному работодателю, а какие лучше не упоминать.

Так устроена человеческая природа — мы не умеем себя хвалить и тем более критиковать. А эти навыки необходимы. Особенно, если вы хотите успешно пройти собеседование и найти работу.
Work.ua предлагает вам научиться правильно доносить информацию о своих плюсах и минусах потенциальному работодателю.
Что хотят услышать рекрутеры
Задавая вопрос о положительных и отрицательных качествах, менеджер по подбору персонала не ждет, что кандидат повторит рассказ о себе или перечислит слишком уж личные черты характера (к примеру, я добрый, отзывчивый, не пью, не курю).
Его цель:
- выяснить, как ведет себя соискатель в нестандартной ситуации;
- определить, насколько адекватно оценивает кандидат себя и результаты своего труда;
- понять, соответствует ли он вакансии, на которую претендует, и корпоративной культуре компании.
На собеседовании охарактеризовать самого себя вас могут попросить по-разному:
- «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах».
- «Назовите три ваших положительных и три отрицательных качества».
- «Назовите ваши сильные и слабые стороны».
- «Какие ваши качества могут помочь или помешать выполнять ту или иную работу?».
- «Какие ваши достоинства и недостатки?».
Нужно быть готовым к любому развитию событий. Поэтому заранее продумайте как минимум 3 своих плюса и 3 минуса, сопоставьте их с требованиями работодателя. Приведенные ниже рекомендации помогут в этом.
Как говорить о своих сильных сторонах
На собеседовании ответ на вопрос «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах» следует начинать именно с сильных сторон, которые позволили вам стать успешным и в жизни, и в профессии. Накануне интервью подготовьтесь. С помощью несложных техник определите все лучшее в себе и свяжите эти качества с требованиями вакансии.
1. Составьте список ваших главных достоинств из 10 пунктов. Подойдите творчески к этому заданию, избавьтесь от своего скромного внутреннего редактора и напишите все свои сильные черты характера. Выбирайте те, которыми действительно обладаете.
2. Внимательно изучите вакансию, постарайтесь понять сотрудник, с каким набором качеств нужен на позицию, на которую вы претендуете. Соотнесите себя с ним. Акцентируйте внимание на своих знаниях и опыте в той или иной сфере, а уже потом упомяните о личном.
3. Ограничьте список ваших положительных сторон до трех-пяти пунктов. Выберите то, что вам будет наиболее комфортно обсуждать.
4. Каждое сильное качество проиллюстрируйте примером. И желательно не одним. Чем больше у вас в запасе будет таких позитивных характеристик себя, тем лучше. Рекрутеры могут попросить рассказать еще и еще.
Вот несколько вариантов, как можно построить ответ.
Пример № 1:
«У меня аналитический склад ума, я пишу грамотно, интересно, в разных стилях и жанрах. Если нужно, с юмором. Также создаю уникальный контент, причем не только текстовый, но и графический. У меня большой опыт интервьюирования. Кстати, интервью — мой любимый жанр. Потому что он предполагает новые знакомства и общение, а я общительный человек».
Пример № 2:
«Я умею ладить с людьми. Могу найти общий язык практически с любым человеком, и неважно, сколько ему лет, и какую должность он занимает. Еще мне нравится, когда с помощью разговора можно достичь определенного результата: избежать конфликта или убедить собеседника что-то купить. Например, на прежнем месте работы я... (рассказать, как вам удается достигать поставленных целей при помощи коммуникации)».
Пример № 3:
«Своей сильной стороной я считаю умение находить неординарные пути выхода из сложных ситуаций. Я всегда оптимистично смотрю на мир. И так же пытаюсь относиться к проблемам. Они меня не пугают, а, наоборот, мобилизуют. Могу привести такой пример... (рассказать реальную историю)».
Как говорить о своих слабых сторонах
Отвечая на вопрос об отрицательных качествах, вам не нужно называть абстрактные или «хорошие» недостатки. Ваша задача — показать, что вы осознаете свои недочеты, умеете с ними бороться и работать. Такая презентация может произвести положительное впечатление на работодателя больше, чем список ваших заслуг.
Как это сделать:
«Я дотошный и скрупулезный. Многие считают это моим недостатком. Но для меня как для аналитика важно проверять все данные до мелочей, анализировать все детали. Я не успокоюсь, пока не сделаю этого. В моей практике был случай… (привести пример, когда ваша дотошность помогла обнаружить какую-то ошибку)».
2. Обозначьте, что работаете с недостатками. Признайтесь, да, у вас есть отрицательные качества, но вы делаете все, чтобы их исправить.
«Я плохой оратор. Когда приходится выступать перед большим количеством людей, я теряюсь. Понимаю, что для журналиста это очень большой недостаток, поэтому уже месяц я хожу на курсы ораторского искусства. До Цицерона мне пока далеко, но успехи есть».
3. Компенсируйте отрицательные качества, если понимаете, что их нельзя обратить в плюс, и бороться с ними бесполезно.
«Я сова. Люблю поспать подольше. Поэтому могу опаздывать на работу. Но я не против задержаться в офисе, чтобы выполнить все запланированные на день задачи. Во второй половине дня я наиболее продуктивен, поэтому обычно я все успеваю сделать и никогда не срываю сроков».
Как не нужно отвечать
Если HR-менеджер не просит вас назвать сильные и слабые стороны, то по своей инициативе не заводите об этом разговор. Но если вопрос прозвучал, то отвечайте быстро. Не стоит молчать и смущаться. Но помните, вы не на исповеди, не выливайте на рекрутера все свои положительные и отрицательные качества.
Если попытаться сформулировать базовое правило эффективного ответа на вопрос о достоинствах и недостатках, то оно будет таким: «Говорите правду, только правду и ничего, кроме правды». Зрелый человек знает, что у него есть как сильные, так и слабые стороны, и он не стесняется это признать. И тем более не будет врать и юлить по поводу своей персоны.
Work.ua напоминает, что ложь в резюме и на собеседовании — худший помощник в построении карьеры. Поэтому будьте честны, прежде всего, перед собой самим, убедительны, верьте в себя и свои ответы. И не забывайте, что уверенность — важный фактор при трудоустройстве.
Читайте также: Универсальный план ответа на неожиданный вопрос рекрутера
18 комментариев
логично, что грузчик на беседе скажет: он жмет не меньше 150 кг от груди
У каждого должен быть свой индивидуальный ответ.
Ну, конечно, индивидуальный. Я верю, в наших людей, и что, например, сантехник не станет говорить, что он плохой оратор и это его минус)))
Неужели - "свершилось"? Украина - экономически процветающее государство, без жуликов из АО Верховная Рада. Открылись заводы и шахты, граждане прилично зарабатывают, имеют возможность отдохнуть как "слуги народа" в нескольких странах за один-два месяца? Возможно, вся страна проспала, работая на минимальную зарплату и не поняла, что мы вошли в ЕС?: Что-то наши рекрутёры увлеклись ролевыми играми! Смешно читать! Сценарий для наивных людей, или гуманоидов!!!
Тут главное не наговорить много лишнего
Ахаааа!собеседование по сценарию-это круто,это сила.Уже вижу в глазах,например,дворника фразу-менеджер по работе с мусором,мы с ним на "ты"
По-моему, это немного примитивное видение ситуации.
ну начнем с минусов!!!))) я курю!!! да я вы пиваЮ!! кстати предпочитаю ВИСКИ!!!!!! да я рыбак!! да еще я разведен и не очень люблю женщин!!!!! ну пошли плюсы!!! я исполнителен!!!! я ответственен!!!
Разведен и рыбак-это уже плюс!!!!!!!!Сколько лет, где фотка?:):):)))
:-) он же женщин не любит ;-)
вношу поправку:не очень любит.Значит, есть исключения:)))
ну чо кости пополоскали)))) да люблю я женщин куды без вас то!!!!
Ну вот, главный плюс -это наличие чувства юмора!Поздравляю, значит, не так все грустно на самом деле:)))
вы в 95 квартал на работу устраиваться решили ?
кудаж без юмора!!! тогда ваще кирдык!!!))))
Нет, в Comedy Woman попробую, вдруг возьмут:))))
"Пайдьот"
Не очень люблю женщин,но куды без них то?Ха ха...прикольно)))