Как не потерять себя и вызвать уважение рекрутера и будущих коллег.

Собираясь на собеседование, вы чувствуете себя как провинившийся ребенок, разбивший любимую мамину вазу, в ожидании сурового наказания? Вы еще не знаете: запретят вам смотреть мультики или гулять во дворе с ребятами, но каждой клеткой осознаете неизбежность предстоящего кошмара. Знакомое ощущение? К сожалению, в сознании соискателей уже давно сложился подобный стереотип, который Work.ua постарается развеять и убедить вас, что все не так плохо.

1. Воспринимайте рекрутера объективно

Менеджер по персоналу — не страшный «бабай», который забирает непослушных детей. Даже самый высококвалифицированный HR с опытом работы в гигантских корпорациях — это обычный человек. Со своим характером, профессиональными навыками, виденьем жизни, но не обладающий никакими сверхспособностями. Это не вершитель судеб, хладнокровно листающий горы резюме, снисходительно оставляя избранным счастливчикам право стать частью своей команды. Конечно, если речь идет о компании с Wall Street с миллиардными оборотами, в которых один неверный шаг может привести к банкротству, ситуация примерно так и выглядит. Но давайте вернемся к реальной жизни в тех условиях, в которых мы с вами находимся здесь и сейчас.

2. Выходите за рамки

Многих кандидатов смущает просьба рекрутера раскрыть какие-то личные моменты из биографии. Где вы любите отдыхать? Как проводите свободное время? Какие у вас отношения с родителями? Первое, что хочется сделать в этот момент — встать и уйти. Но не лучше ли задуматься, а почему, собственно, это может интересовать ваше будущее руководство? Если вашего профессионализма и опыта вполне хватает для занимаемой должности, начальство начинает интересоваться вашим мировоззрением, чтобы отобрать сотрудников с максимально схожими взглядами. Далеко не всем безразлично, в каком коллективе проводить большую часть своей жизни.

Кроме того, ваше хобби может рассказать о вас больше, чем вы можете представить. К примеру, если вы любите вязать или вышивать крестиком, собирать пазлы, это характеризует вас как усидчивого и умеющего сосредотачиваться человека. Если вы любите активные виды спорта и добиваетесь в них результатов, это говорит о силе духа и закаленном характере. С увлечением собираете марки и можете говорить о них часами? Наверняка вы внимательны к деталям.

Ни один профессиональный менеджер по работе с персоналом не задает вопросы из собственного любопытства. Если вы слышите настойчивые вопросы «ниже пояса», на которые однозначно не хотите отвечать, это действительно повод задуматься об адекватности и объективности собеседника и компании в целом. И, возможно, таки встать и уйти. Другой вопрос, если речь идет о так называемом стрессовом собеседовании. Если вы претендуете на должность, которая предполагает постоянные авралы и работу в эмоциональном напряжении, не дайте себя «сломать» и покажите, что для вас это — не проблема.

3. Общайтесь на равных

Никому не позволяйте унижать ваше достоинство. Чтобы собеседование прошло успешно, задайте себе вопросы: «Зачем я здесь? Чего я жду от работы?».

От ответов зависит все ваше дальнейшее поведение. Если вы ищете работу, где ваши навыки и старания будут ценить, и вам будет сулить продвижение по карьерной лестнице, ведите себя на равных. Покажите, что вы достойны занимать выбранную вакансию, потому что хорошо знаете тему, разбираетесь в поставленных задачах и сможете дать компании то, чего не дадут другие. Покажите свой уровень профессионализма, тем самым продемонстрировав, что вас нужно уважать.

Если же перед вами стоит цель кратковременного и быстрого заработка, без «большого будущего» в конкретной компании, возможно, есть смысл «умерить пыл» и позволить рекрутеру вести.

4. Верьте в себя

Будьте честны с собой. Посмотрите на свое резюме трезвым взглядом. Вы сами наняли бы такого сотрудника? Вызвал ли в вас интерес собственный рассказ о предыдущем опыте? Уверены ли вы, что принесете компании нужный результат? Да? Тогда дерзайте! Рекрутер не пропустит вашу кандидатуру, если увидит перспективу. Не нужно пытаться влюбить в себя менеджера по персоналу, очаровать своим изысканным юмором (особенно если он вам не присущ), поразить харизмой (если в реальности вы не так активны и бойки). Просто будьте собой. Дайте будущему начальству понять, что вы увлечены своим делом и будете выполнять его на высоком уровне, постоянно совершенствуясь и обретая новые навыки.


Work.ua напоминает, что успех приходит к тем, кто идет ему навстречу. Не ищите оправданий, не прячьтесь за отговорками о строгости и необъективности HR-ов, коллег и кого бы то ни было еще.

Если вам отказали, если снова и снова вы слышите слова «Вы нам понравились, но мы взяли другого кандидата», возможно, есть смысл пересмотреть свое отношение к поиску работы. Снизить планку или, наоборот, повысить ожидания и научиться уважать себя и тех, с кем вам предстоит работать. 



29 коментарів

Игорь Кукшин 27.09.2016, 13:11
о докатились: уже на собеседованиях достоинство теряют )
Игорь Плясунов 27.09.2016, 14:03
Мне нравится когда пишут что якобы ректоры стараются набрать людей которые хотят чегото добится. Вы представляете себе коллектив где к примеру 50 человек - лезут из кожи вон что бы сделать карьеру?? ЕТО СТРАШНЫЙ СОН НАЧАЛЬСТВА!! Есть такие должности- где человек должен отработать рабочее время- без амбиций.
Тимчук Анна, Импекс-2004, ЧП 27.09.2016, 14:05
у меня однажды на собеседовании в "Эпицентр" рекрутер спросила почему я незамужем и тут же сама ответила, что наверно у меня с парнем все несерьезно)). И еще спросила почему я не закончила Университет, а всего лишь Академию, цитирую вопрос рекрутера: "Что, денег на Универ не хватило?". Вот такие НЕДОпсихологи рекрутеры
Игорь Кукшин 27.09.2016, 14:23
действительно, что может интересовать рекрутершу, кроме как выскочить замуж в 21-23 года, родить детей, в 30 развестись и опосля искать богатого мужа после 45, чтоб ее содержал ? )
Светлана Коломойцева 27.09.2016, 15:09
Такие вопросы задают часто, чтобы вывести из равновесия и посмотреть как вы себя при этом будете вести. К таким вопросам надо быть готовыми, т.к. уж очень популярны становятся "стрессовые" собеседования.
Tатьяна Киприч 27.09.2016, 15:44
наче в МНС набирають..
Любомир Телюк 27.09.2016, 19:57
Люди бувають різні)Нормальні люди так себе не поводять
Тамара Гончар 27.09.2016, 21:28
Золоті слова. Наберуться гріхів на співбесідах, а майбутні діти будуть виплакувати.Рекрутери перш за все повинні не забувати, що вони лише люди. Бо закон бумеранга вдарить боляче і не відкрутяться.
Александр Долгов 28.09.2016, 07:11
Нужно было перевернуть стол на нее и вылить воду из графина на окне ей на голову. Потом плюнуть на пол и пнуть ногой табурет.
Светлана Маринович 28.09.2016, 13:58
Согласна, иногда так и хочется сделать.
Александр Катушонок 27.09.2016, 14:09
90% HR - девочки-подростки, (это сейчас модно!) не имеющие даже отдаленного понимания бизнеса компании и жизни в целом. Вопросы - стандартные и одинаковые у всех на 100%. (такое впечатление, что переписывают их друг у друга)
Ирина Лукина 27.09.2016, 15:51
Микрокомпании, ректрутеры которых спрашивают: "Почему вас заинтересовала наша вакансия", дайте мне ответ на вопрос (общаемся на равных-таки): "Куда пропал сотрудник с вашей офигенской должности с мизерным окладом"?
Сергей Черкашин 18.10.2016, 22:21
Умер от голода)
Володимир Гера 18.12.2019, 20:22
У великих компаніях ситуація та сама...
Сергей Громов 27.09.2016, 17:01
Ну да, за эти копейки что называют зарплатой я должен ещё и собеседования боятся.Пусть боятся те кто нам такую (зарплату)платит.
Сергей Богданович 27.09.2016, 17:26
Не понимаю "стрессовых собеседований" , равно как и постоянные авралы. Неужели нельзя организовать стабильный ритм работы - тогда и производительность труда повысится и работа слаженнее будет. А где человек предпочитает отдыхать и как проводить досуг - пусть рекрутеры сперва расскажут о себе - диалог будет конструктивней.
Алина Полякова 27.09.2016, 18:03
Был случай, когда на собеседовании дама весьма солидного возраста задала вопрос: "А что же Вы еще не замужем?" и добавила "А впрочем, умные, амбициозные девушки в этом плане всегда "пасут задних")))
Вроде и комплимент выписала, но и размазала одновременно))
Да, к сожалению, на собеседованиях часто пытаются "раздавить", я за себя всегда постоять могу и понимаю, что часто это тактика такая, но возникает вопрос: нужна ли мне эта работа? Еще и за такие деньги))
Александр Бескоровайный 19.04.2019, 17:01
Да, невротиков и там хватает, но мы-то можем быть умнее их и разумнее, не так ли? :)
Любомир Телюк 27.09.2016, 20:03
В будь-якому випадку має бути межа.Нікого не повинно цікавити Ваше особисте життя,і,тим більше давати свої коментарі стосовно цього
Виктор Кубицкий 27.09.2016, 20:41
Не удивлюсь, если в таких компаниях ведётся видеонаблюдение... в туалетах.
Александр Бескоровайный 19.04.2019, 17:01
За такое обычно сажают...
Алексей Рубцов 27.09.2016, 22:03
К сожалению, ключевой параметр в 80% случаев - это шаблонный уровень з/п. Ну и что, что ты умный и квалифицированный? Твой конкурент согласился работать на 2-3-5 тысяч дешевле. И компания сэкономила HR бюджет. Господи, да Вы же на заполняете эту вакансию уже третий год подряд, размещая ее раз в 3 месяца. Потому фраза "Вы нам понравились, но мы взяли другого кандидата" - означает лишь то, что HR менеджер не ищет самого квалифицированного, а всего лишь экономит бюджет зарплаты
Елена Селиванова 28.09.2016, 09:32
Алексей, тоже так думаю.
Речь идет о достоинстве, когда ты вообще не идешь на собеседование в компанию, где изначально ожидается такой подход к кандидатам.
Людмила Шереметьева 29.09.2016, 15:32
У меня как-то на собеседовании спросили:"Можешь дать гарантию,что в течение 3-х лет замуж не выйдешь?!"
Tатьяна Киприч 29.09.2016, 16:40
а договори з обіцянкою не вагітніти ? ))))
при чому ініціюють керівниЦІ.
Екатерина Тарасова, Дакорт, ООО 09.04.2018, 12:48
У каждой профессии свои риски. Учителя по-хамски разговаривают с детьми, потому что те от них зависят, рекрутёры часто начинают "заноситься" потому что мнят себя вершителями судеб, к тому же не подконтрольными за каждое своё слово или действие.
В свою очередь рядовые сотрудники по-хамски относятся к другим сотрудникам, к своим обязанностям, и вечно недовольны зарплатой. Но при этом не в состоянии создать действенные профсоюзы и даже выбрать представителя трудового коллектива для подписания колдоговора. Перед начальством почти все лебезят и закладывают друг друга.
Если нутро гнилое - то не нужно искать виноватых вовне...
Володимир Моносюк 14.03.2019, 17:33
Третий совет - дельный. ВО ВСЕМ. ВСЕГДА.
Юлия Земкова 02.12.2020, 03:11
У меня как то женщина солидного возраста спросила есть ли у меня дети, в ответ что нет прокомментировала -* понятно, живете в свое удовольствие* . Чувство такта и профессионализм на высоте)
Виктория Бардык 15.03.2022, 18:09
На комментарий о том, что я не замужем "не сложилось, да?" - Я ответила, что это у нее видать в жизни не сложилось, а у меня все прекрасно сложилось:)
Она потом ещё так ехидно - ну а вдруг вы вместо работы мужа искать будете? Я очень спокойно уточнила всех ли она судит по себе и попросила руководителя решить хочет ли он продолжать собеседование, но при этом в кабинете останусь или я или она. Она таааак удивилась, когда директор все же попросил ее уйти:)

Щоб залишити коментар, потрібно увійти.