10 способов стать нелюбимым сотрудником

Ольга Бедарева, E-xecutive.ru
10 способов стать нелюбимым сотрудником
Что в поведении и манерах персонала раздражает начальство, провоцирует на конфликты и заставляет буквально ненавидеть постоянный источник негативных эмоций? Вот чем выделяются самые нелюбимые сотрудники компаний.

Каждый руководитель хочет видеть подчиненных эффективными, мотивированными и счастливыми. И радоваться жизни вместе с ними. Что же, мечтать не вредно, ведь нередко корпоративную бочку меда портит единственная ложка дегтя в виде сотрудника, который систематически делает что-то не то и не так. Причем эта ложка нередко пахнет настолько плохо, что существенно искажает картину офисной идиллии и превращает начальника в нервного монстра. Если же таких испорченных яблок в коллективе несколько, то руководству можно посочувствовать и пожелать побольше терпения и выдержки.

Какие же привычки, действия и манеры поведения сотрудников вызывают только негативные эмоции?

1. Постоянные больничные листы

Согласитесь, когда вместо качественных отчетов руководитель то и дело получает от сотрудника медицинские справки, — со временем это доведет до белого каления даже самого уравновешенного босса. Причем юридически такой повод для прогулов не имеет оснований для претензий. В конце концов, у человека действительно могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Однако компании от этого не легче. В результате и уволить такого вечного больного проблематично, и на работе от него толку мало. А зарплату, между тем, приходится платить по всем правилам.

Высший пилотаж в этой сфере недавно показал один итальянский врач. За девять лет службы в больнице итальянской провинции Катания он проработал в общей сложности 15 дней. Остальное время официально учился, болел или находился в отпуске. При этом регулярно получал зарплату. Главный врач больницы только разводит руками — юридически все отлучки горе-медика были в рамках закона, поэтому никаких санкций или дисциплинарных взысканий к нему применить нельзя, хотя, конечно, очень хочется.

2. Опоздания

Проспать, застрять в пробке, приболеть или пропустить электричку — по этим и другим причинам хоть раз опаздывал на работу каждый. Однако у некоторых офисных персонажей опоздание является хронической и неистребимой привычкой, приводящей руководство в бешенство. А если добавить к этому постоянное вранье и неэффективность разговоров о дисциплине, то этот фактор можно отнести к одним из самых раздражающих.

По словам руководителя департамента «Офисный подбор» аутсорсинговой компании «СТС Групп» Анны Ивановой, эта причина нередко является главной головной болью руководителей. «Кому понравится, когда подчиненный не спеша заходит в офис спустя 40 минут после официального начала рабочего дня? Мало того, что опаздывает, так у него хватает наглости врать о причине позднего прихода. По дороге на работу может произойти что угодно, но «не успел на автобус, а следующий только через полчаса» или «в поликлинике пришлось уступить очередь бабушке» — не оправдания», — уверена Анна Иванова.

По словам эксперта, один из способов дрессировки хронических прогульщиков — переговоры и воспитание дисциплины. «Конечно, если проблему не удается решить переговорами с сотрудником, то оптимальным и в то же время радикальным вариантом будет его увольнение. Другое дело, если работник представляет большую ценность для компании, любим и уважаем другим начальством. В этом случае руководитель может переступить через себя и попытаться наладить с ним отношения», — говорит специалист.

3. Чрезмерная инициативность и амбициозность

Казалось бы, активные, предприимчивые, энергичные сотрудники — мечта любого руководителя. Но что делать, когда эти качества у работника бьют через край, и от их слишком высокой концентрации становится так приторно, что хочется пить чай без сахара?

Как отмечает консультант департамента «Нефть и Газ» хедхантинговой компании Cornerstone Наталья Бирюкова, начальство можно разделить на два типа: одни любят амбициозных, умных и перспективных сотрудников, а другие, наоборот, видят в них потенциальную угрозу.

«Менеджеры, относящиеся ко второму типу, обладают неустойчивой самооценкой, поэтому всячески пресекают излишнюю профессиональную и личностную активность сотрудников. Ситуация может значительно усугубиться, если вышестоящее руководство поддерживает целеустремленность такого подчиненного, — рассказывает эксперт. — Успех амбициозного сотрудника особенно задевает начальника с нарциссическим типом личности, который любит всех и везде контролировать, быть на пике славы. Если ситуация пошла не по сценарию, и он увидел потенциального конкурента, который в чем-то его превосходит, то в первую очередь страдает его нестабильная самооценка, появляется зависть и вслед за ней сильнейшая ненависть».

4. Несоблюдение субординации

Еще одна категория сотрудников, с которыми руководство предпочитает лишний раз не встречаться в коридоре — это фамильярные личности, стремящиеся быть с начальством на короткой ноге.

По словам руководителя группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Ирмы Бочоришвили, такие отношения нередко появляются при многолетней совместной работе. 

«Некоторые специалисты забывают, что значит работать в системе «руководитель-подчиненный». Это приводит к панибратским отношениям, перекладыванию ответственности за выполняемые задачи. Как правило, когда руководитель начинает контролировать такого сотрудника, это выливается в сильный негатив и противодействие со стороны критикуемого. «Как это так, мы столько лет работаем вместе, все это время все было нормально, а сейчас оказывается, что я плохо работаю?», — начинает возмущаться обиженный сотрудник», — комментирует Ирма Бочоришвили.

У руководителя такие отношения также не вызывают ничего кроме раздражения. Выход один — не допускать их возникновения вообще и держать дистанцию даже с самыми заслуженными работниками.

5. Ошибки в документах и отчетах

Что может выводить из себя сильнее, чем непроверенные, искаженные или ошибочные данные в отчетах и других документах, которые готовят сотрудники? В результате замученный некомпетентностью подчиненных начальник либо ужесточает требования к качеству работы, либо перепроверяет и переделывает все сам. В результате нервная система руководителя проходит постоянную проверку на прочность.

А если нерадивый сотрудник — родственник или близкий друг руководителя, то ситуация усугубляется в разы. В этом случае воссоздается классическая поговорка про чемодан без ручки. Такого персонажа и уволить нельзя, и возиться нет сил.

6. Сплетни и постоянная болтовня с коллегами

Коллектив, свободный от сплетен, — явление из области научной фантастики. В той или иной мере в курилке и за обедом коллеги перемывают кости сослуживцев постоянно. Однако в ряде случаев уровень сплетен и интриг выходит за допустимые рамки и останавливает рабочий процесс. Увлеченным обсуждением событий чужой личной жизни или разбором полетов после корпоратива подчиненным не до работы и нет дела, что их руководитель уже все заметил, выделил главного сплетника, сделал выводы и заметно нервничает, готовя в адрес последнего различного рода санкции.

7. Хамство

Слово — серебро, а молчание — золото. А в случае, если распространяемые персоналом выражения являются нецензурными и заставляют уши окружающих кровоточить — то грош таким словам цена. Непотопляемая грубость и хамство в отношении руководителя и коллег — еще один веский повод для того, чтобы руководство истошно заламывало руки и искало пятый угол.

Варианты воздействия на хамов — замечания, дисциплинарные взыскания в виде штрафов и даже бойкот со стороны коллег

8. Офисный шум

Думать, как известно, удобнее в тишине. Хотя бы в относительной. Тем не менее, существует категория сотрудников, которые умудряются создавать на работе постоянный шумовой фон. Для этого у них есть целый арсенал средств — шуршание пакетами из «Макдоналдса», блатной припев в качестве рингтона мобильного телефона, слишком громкие раскаты смеха, постоянное перестукивание шпилек по мраморному полу, обсуждение по мобильному телефону последних событий из «Игры престолов» и построение планов на вечер. В случае, если руководителю не посчастливилось отгородиться от персонала стенкой, ему можно только посочувствовать. Работа в постоянном шуме — прямой путь к неврозу, неэффективной работе и ненависти к сотрудникам.

9. Плохой запах

В практике одной реальной компании возникла следующая ситуация. Собственник компании нанял нового руководителя одного из отделов организации. Профессиональные качества, опыт работы и другие необходимые требования назначенного руководителя привели работодателя в восторг. Он полностью соответствовал заявленным ожиданиям. А вот подчиненные после нескольких дней работы под руководством нового специалиста просто опешили. И не столько от компетенций нового босса, сколько от ужасного запаха, который он распространял в офисе. Был ли специфический аромат результатом несоблюдения правил личной гигиены или же использования одеколона «Спецназ» — не уточнялось. Однако уже через неделю сотрудники пришли к собственнику и взмолились о помощи. Терять качественный кадр собственник не хотел, равно как и провоцировать негатив по отношению к новому руководителю. В результате деликатных переговоров с новоиспеченным объектом ненависти сотрудников выяснилось, что виной всему — хроническое заболевание с трудом поддающееся лечению. Вряд ли от этой информации работающим стало дышаться легче, поэтому всеобщая неприязнь продолжала витать в воздухе. В результате через полгода работы руководитель сам покинул компанию.

Данная ситуация работает и в обратном направлении — когда подойти не морща нос невозможно к одному из сотрудников. В результате «скунс», как правило, либо решает проблему по деликатной просьбе руководства, либо со временем подыскивает себе новый ареал обитания.

10. Использование офиса в качестве торговой площадки

Работать официальным представителем в собственном офисе можно, если при общении с клиентами вы представляете свою же компанию, а не используете окружающих для продажи сетевой косметики, карандашей для удаления царапин с авто и эксклюзивных ситечек для чая. Даже самый толерантный босс начнет понемногу закипать, если представительство агентства недвижимости силами особо предприимчивого сотрудника превратится в пункт продажи экологически чистой бытовой химии с прямыми поставками из США. В этом случае от любви до ненависти руководителя рукой подать.


Читайте также

Комментарии (1)

Оксана Коваленко, 30.12.2014, 15:36
Ещё один верный способ стать нелюбимым сотрудником - быть не таким как все, тоесть "белой вороной". Если ты какой-то особенный (в хорошем или плохом смысле) это заставит коллег неоднозначно относиться к твоей персоне. Так что будьте как всё, серостью так сказать, и тогда всё будет в общем-то в порядке

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий