Вопрос об инклюзии в бизнесе возникает в Украине все чаще. Work.ua расспросил экспертов о том, как прийти к социальному бизнесу, где компаниям выгодно быть инклюзивными и где они могут от этого «проиграть».

Для начала разберемся с тем, что значит «инклюзивность» или «инклюзия». Это такой принцип организации жизни в обществе, который позволяет участвовать в ее разных аспектах (повседневная жизнь, образование, культура и искусство) всем людям, независимо от их внешности, происхождения, гендера, состояния здоровья.

О перспективах инклюзивного трудоустройства и его выгодах для бизнеса Work.ua поговорил с координатором проекта «Лаборатория трудовой инклюзии» Вероникой Лебедевой и HR-директором PROZORRO Лорой Гасай.

Вероника Лебедева
Вероника Лебедева
Координатор проекта «Лаборатория трудовой инклюзии»

«Сегодня тема многообразия и инклюзии (Diversity&Inclusion) вышла за пределы социальной и стала понятна и бизнесу. Консультанты MacKinsey говорят: "непредставленные группы в команде = недополученная прибыль в компании". Как это работает: однообразный коллектив не может выйти за рамки своего жизненного опыта и поэтому генерирует бизнес-решения, которые лежат на поверхности.

Есть показательный пример компании Airbnb (онлайн-платформа аренды жилья по всему миру), которую обвинили в том, что их сайт стал рассадником расовой дискриминации. Владельцы платформы признали, что они справились бы с проблемой лучше, если бы имели более разнообразный коллектив на стадии планирования и реализации проекта: "Когда мы, три белых парня, разрабатывали эту платформу, мы не учли многие вещи".

Этническая принадлежность, пол, возраст, стиль работы и опыт дают возможность качественно работать с клиентской базой. По данным ежегодного глобального трекинга, люди не замечают и не запоминают 89% рекламы из-за того, что это история не про них. Например, по данным Unilever, 40% женщин не ассоциируют себя с образами в рекламе.

Поддерживающая атмосфера на рабочем месте позволяет компаниям нанимать и сохранять высококвалифицированных сотрудников. Сейчас и в Украине появляются инициативы, которые рассказывают о компаниях с разнообразным и инклюзивным подходом. Это позволяет получить общественное признание, привлечь яркие таланты и позитивно влияет на бренд и репутацию компании.

Продвижение концепции разнообразия в трудоустройстве — это, прежде всего, процесс образования. Важно понять: организации, которые управляют многообразием в коллективе осознанно, имеют более высокие и предсказуемые результаты, чем те, кто пускает этот процесс на самотек и ожидает, что сотрудник по умолчанию будет показывать свой максимум при любых условиях».

Лора Гасай
Лора Гасай
HR-директор PROZORRO

«Для того, чтобы быть инклюзивной, не важны ни размер, ни география, ни юридическая форма компании. Когда мы говорим "компания" — мы говорим, прежде всего, о людях. Быть инклюзивным для бизнеса — значит ясно понимать роль инклюзии в обществе.

Это может отображаться и в более формальных, приземленных вещах: отборе на должности, форме или методах обратной связи, возможностях или ограничениях в развитии, а также наличии отдельных уборных комнат для "цветных" (как в фильме "Скрытые фигуры" о женщинах НАСА, снятого на реалиях).

Выгодно быть здоровым, выгодно любить и быть любимой, выгодно инвестировать в свое развитие, в будущее и детей... я бы продолжила эту строку — "выгодно бизнесу быть социальным". Владелец бизнеса сам оценивает ценность инклюзии в своей компании. Проигрывает только тот, кто делает что-то "потому что" а не "ради".

В PROZORRO мы отбираем людей в команду соответственно профилю позиции — и это самое главное. Мы строим персонал-ориентированную среду для эффективной работы каждого, с удовольствием и пониманием, независимо от того, какую должность ты занимаешь. Мы поддерживаем инклюзивность и с удовольствием принимаем на работу людей независимо от того, будут они инклюзивными или нет».


Существует много примеров успешных инклюзивных инициатив во всем мире. К примеру, корпорация L’Oréal, знаменитый производитель продукции для красоты и здоровья, основали модель под названием «Solidarity Sourcing», которая реализуется через их производственно-сбытовую цепочку. В результате, в 2012 году, 15 000 людей, включая малые и средние предприятия, получили преимущества от этой программы. Возможности трудоустройства и обучения были открыты для обездоленных, уязвимых людей и молодежи, стремящихся к приобретению ценных навыков и профессий.

В Украине, в мае Центр занятости свободных людей запустил пилотный проект «Лаборатория трудовой инклюзии», в рамках которого они отобрали пять компаний. Сейчас с участниками работает профессиональная команда, которая помогает им выявить «слепые зоны» дискриминации в их компаниях. Вскоре Work.ua поделится результатами проекта. 


Читайте также

1 коментар

Феодосий Карловский 11.07.2018, 03:23
Здравстауйте!
Спасибо за интересную статью, открыл для себя много нового!

Щоб залишити коментар, потрібно увійти.