Почему для карьеры важно красиво говорить, и как этому научиться

Тренер по ораторскому искусству Лариса Тинтулова рассказывает, как преодолеть волнение во время собеседования, использовать красивую речь в профессиональном общении, презентациях и других публичных выступлениях.

Дорога к успеху в карьере вымощена разговорами. И если навыка говорить не хватает, то путь к признанию может быть ухабистым. Лариса Тинтулова, тренер по ораторскому искусству, журналист, диктор радио и телевидения, специально для Work.ua раскрывает профессиональные секреты, которые помогут сделать этот путь комфортным.

От того, как человек умеет донести свои мысли до других, зависит то, как его понимает и принимает рекрутер, руководство, коллеги по работе. Человек, который не может внятно и логично изъясняться, создает впечатление неуверенного, неопытного и неквалифицированного специалиста. А, как известно, профессиональный успех на 80 % зависит от мастерства общения и на 20 % — от квалификации.

Но что делать, если говорить лаконично, понятно, грамотно не получается? Если сложно преодолеть волнение, начать беседу, поддерживать интерес собеседника, презентовать себя или свою идею? Нужно учиться говорить. И в этом обучении рекомендую сосредоточиться на трех важных аспектах.

1. Договоритесь с волнением

Волнение — одна из причин, почему некоторые люди приходят в замешательство от простых вопросов. Например, на собеседовании часто рекрутеры спрашивают «Расскажите что-нибудь о себе». Волнующийся соискатель теряется, говорит рассеянно, собирая свой рассказ из обрывков фраз. Его выдает неумение контролировать тело и мимику — руки дрожат, появляются лишние жесты и суетливость, во рту пересыхает. Те же симптомы может испытывать специалист перед важной встречей с клиентом, во время презентации товара, услуги компании, которую он представляет. На самом деле, некоторое волнение, которое вы демонстрирует во время важных встреч, не такое уж плохое качество.

Если вы волнуетесь, значит вы говорите искренне, проявляете эмоции, демонстрируете, что вам не все равно то, что происходит в данный момент, вызываете поддержку собеседника или слушателей.

Бороться с переживаниями такого рода — совершенно бессмысленное занятие. Потому что, воюя с волнением, вы тратите энергию не на то, чтобы говорить, а на то, чтобы уговорить себя перестать бояться, и от этого еще больше боитесь. С таким волнением нужно учиться договариваться.

Способы договориться с волнением

Психологические:

  • Перед собеседованием или выступлением «примерьте» на себя «позы силы», но во время беседы или презентации примите более сдержанную, но открытую позу.
  • Предварительно поработайте над собой. Поймите, то, что вы говорите, гораздо важнее того, как вы выглядите. Работайте на задачу, а не на впечатление. Перестаньте представлять, что слушатели или собеседник сейчас о вас могут подумать. Они не ждут от вас провалов или того момента, когда вы сделаете что-то не так. Поставьте себя на место генерала, на котором надета шинель, и в течение выступления удерживайте эту шинель на своих плечах. Держите ее ровно и уверенно, по-генеральски.
  • Проведите экспресс-тренинг. Представьте все самое страшное, что может случиться во время вашего спича — забудете текст, сорвется голос, начнут дрожать коленки — и к каким последствиям это может привести. Когда вы соотнесете уровень вашего волнения с реальной проблемой, поймете, что волноваться, по большому счету, не из-за чего. После этого предположите самый прекрасный исход вашего выступления. Дайте волю воображению.

Физические:

  • Готовьтесь! В вашем рассказе не будет хаотичного набора фактов, если историю вы проговорите дома заранее. Тщательно продумайте ответы на вопросы, которые чаще всего задают рекрутеры, или тезисы для презентации.
  • Перед собеседованием или выступлением незаметно для окружающих сделайте гимнастику речевого аппарата: широко улыбнитесь, подвигайте челюстью, надуйте и втяните щеки, покусайте язык от кончика до корня. Сделайте разминку для рук и тела. Расправьте грудную клетку и дышите глубоко.
  • Улыбайтесь.

2. Овладейте искусством самопрезентации

У собеседника впечатление о нас формируется всего за 90 секунд. За это короткое время необходимо разыграть свои главные козыри перед потенциальным работодателем, рекрутером, клиентом, коллегами на новом месте работы. Именно первое впечатление влияет на дальнейшую оценку всех поступков и поведения человека. Но, как известно, провожают нас по уму.

Это правило действует и при приеме на работу, и когда вам необходимо освоиться на новой работе, познакомиться с новоиспеченными коллегами.

Чтобы показать нанимателю, почему он должен нанять именно вас, нужно правильно себя подать, самопрезентовать. 

Она должна привлекать внимание, вызывать интерес, оставить «отпечатки в памяти». Как это сделать? Создайте положительный эмоциональный фон: улыбайтесь, принимайте открытые позы, удерживайте зрительный контакт. Используйте в разговоре комплименты (помещению, офису, ремонту в нем), шутки.

Структура самопрезентации

1. Имя. Можно высказать ваше отношение к нему, озвучить его значение, особенно, если это подчеркнет важные деловые качества.

2. Глаголы: что я делаю, чем занимаюсь. Не начинайте с увлечений и того, что вам нравится петь в караоке. Подумайте, какие ваши достижения расскажут о вас как о лучшем кандидате на вакантное место.

3. Прилагательные: достоинства, лучшие качества или навыки. Хвалите себя и гордитесь собой от чистого сердца, но не врите. Рано или поздно неправда проявится и разочарованными окажутся обе стороны. Неофициально принято считать, что рассказ о себе — это своего рода соревнование. Кто лучше соврет. Вы или работодатель. Не советую вам играть в эту игру.

4. Озвучьте девиз по жизни, свой слоган, ценности.

5. Отличительные качества.

6. Ассоциации (что должны говорить или помнить о вас после расставания).

Если нужно провести презентацию компании или продукции, можно применять эту же схему, только в центре будет не конкретная личность, а фирма, ее продукт. Так обычно готовят «презентацию для лифта».

3. Применяйте приемы общения и соблюдайте правила речи

Если вы хотите стать своим в новом коллективе, сделайте так, чтобы человек, с которым вы завязываете беседу, испытал эмоции, и он будет заинтересован в разговоре с вами.

1. Руководствуйтесь пословицей: «Малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи».

2. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник не смог ответить односложно.

«Как Вы проводите время, когда не сидите в Facebook?».

3. Слушайте, дайте сказать собеседнику.

4. Будьте здесь и сейчас, не отвлекайтесь и не летайте в облаках.

5. Делайте правильные комплименты: искренние, недвусмысленные.

Плохой пример: «У Вас такое красивое пальто, цвета моего линолеума».

6. Хвалите то, чем человек гордится.

«У Вас отличная деловая хватка. Вы талантливый, пунктуальный, энергичный».

7. Запаситесь парочкой историй о самых ярких событиях вашей жизни.

«Когда-то я занимался пешим туризмом в западной Европе. Недалеко от Барселоны я шел вдоль подножья горы Тибидабо и в конце тропы я увидел поляну, а за ней озеро…» (Сериал «Друзья»).

8. Если собеседник незнаком или разговор не клеится, то говорите о том, что видите, об оформлении комнаты, спросите, какой пароль от Wi-Fi.

9. Не жалуйтесь, не начинайте с негатива.

10. Ищите общие интересы.

11. Спросите совета, мнение собеседника или попросите помощи.

Правила качественной речи

1. Несите мысль, а не слова.

2. Не переигрывайте — фальшь слышна в голосе.

3. Откажитесь от штампов.

4. Соблюдайте грамотность. Запоминайте правильные ударения и употребление слов. Избавьтесь от слов-паразитов («вот», «это самое», «так сказать», «типа», «как бы», «вроде», «короче» и других).

5. Умело используйте смену ритмов, темпа, интонаций. Помните о том, что вы можете говорить с разной силой голоса, скоростью речи, диапазоном и интонационной окраской. В момент, когда вы что-то забываете и вам очень хочется сказать «э-э-э-э» или «а-а-а-а», используйте паузу, помолчите. В этом нет ничего страшного.

6. Избегайте поучительного тона.

7. Не перегружайте речь длинными предложениями. Чем короче предложение, тем меньше шансов ошибиться.


Азы ораторского искусства требуются везде и каждому. Каким бы высококвалифицированным специалистом вы ни были, если презентовать себя или свою идею вы не умеете, то найти работу будет достаточно сложно. А в большинстве профессий риторика — это просто must-have навык. Журналисты, врачи, преподаватели, бухгалтеры, юристы, руководители разных рангов и многие другие просто обязаны вдохновлять своей речью, говорить убедительно, красиво, уверенно, четко.

Но одной волшебной пилюли для всех, у кого есть недостатки речи, не существует. Чтобы от них избавиться, нужно ежедневно работать над собой, тренироваться. Work.ua рекомендует применять советы, данные выше, и выступать перед публикой как можно чаще. И у вас все получится!


Читайте также

Комментарии (6)

Мартиросов Игорь, Olteya, 02.08.2016, 16:40
От себя добавлю - используйте правило "семи": первые семь шагов по направлению к собеседнику должны быть твердыми и уверенными, первые семь слов - четкими, ясными и дружелюбными, первые семь дюймов сверху и семь дюймов снизу - безукоризненными (7 дюймов - примерно 18 см)
Игорь Игоревич Коновалов, Восток, ООО, 02.08.2016, 18:00
Классная рубрика на Work.ua — советы и опыт специалистов. Практически всегда интересно читать и есть полезные советы! Было бы хорошо, чтобы такие статьи регулярно выходили.
Игорь Кукшин, 02.08.2016, 19:11
красиво говорить - это дар божий, по сему исполнителям-трудягам можно сказать одно "а вы, друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь" ...
а ораторы - на то они и ораторы, чтоб "двигать" рекламу торговли, и себя заодно .... карьера будет рядом, но только языком ее не сделаешь, ни тем более ни тембром, ни баритоном, ни бархатом ....
Евгений Окишев, 02.08.2016, 20:08
Полездная иннформація!!!
Татьяна Зайцева, 02.08.2016, 22:52
когда спрашивают- расскажите о себе-что можно рассказать при собеседовании?
Анастасия Черная, 02.08.2016, 23:06
Татьяна, здравствуйте! Найти ответ на Ваш вопрос поможет эта статья https://www.work.ua/articles/jobseeker/1140/

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий