10 распространенных серий вопросов на собеседовании

Мартин Яте, перевод: Лабутина Наталья
10 распространенных серий вопросов на собеседовании
Опытный интервьюер не формулирует вопросы хаотично. В статье описаны часто задаваемые вопросы на собеседовании, которые можно узнать по форме.

Рекрутеры применяют вопросы на собеседовании, которые могут вас обмануть. Даже если вы думаете, что знаете о собеседованиях все, просмотрите представленные типы вопросов и знайте, что форма каждого из них часто не случайна.

1. Закрытые вопросы

Именно этими вопросами рекрутёры чаще всего злоупотребляют на интервью. Вы часто могли слышать, как интервьюеры задают закрытый вопрос типа: «Можете ли вы работать под давлением?».

Возможны ответы на него — только «да» или «нет» (и есть ли те, кто отвечает «нет»?). Закрытые вопросы используются в качестве вопросительной техники, когда необходимо установить обязательства кандидата (например, «Вы можете приступить к работе в понедельник?») или когда необходимо освежить и подтвердить в памяти информацию, полученную ранее (например, «Вы проработали в Xerox десять лет?»).

2. Открытые вопросы

Отвечая на открытый вопрос, соискатель не сможет ограничиться односложным высказыванием, как в первом случае. Например, «Как Вам удаётся работать в условиях стресса?» — открытый вопрос, который требует от кандидата подробного ответа.

Открытые вопросы часто начинаются с «Мне интересно услышать о…», «Мне любопытно узнать…», «Вы не могли бы поделиться со мной…» и предполагают, что интервьюер внимательно слушает рассказ кандидата и делает выводы со всего услышанного.

3. Вопросы, касающиеся прошлого опыта соискателя

Вопросы, относящиеся к прошлому опыту работы кандидата, предполагают, что действия в прошлом в конкретной ситуации могут предсказать поведение человека в будущем. А также то, что от любого человека можно ожидать некоторых проявлений на новой работе, которые он демонстрировал ранее.

Как правило, они начинаются с «Расскажите мне о том времени, когда…», «Поделитесь со мной опытом, когда…», «Приведите пример чего-либо…». Если слышите подобные вопросы, значит, вы попали на поведенческое интервью.

4. Вопросы, касающиеся отрицательного опыта соискателя

Если во время собеседования кандидат демонстрирует исключительно сильные свои стороны, слабости интервьюер будет искать с помощью вопросов такого рода: «Это очень впечатляет. Были ли когда-нибудь в Вашей практике случаи, когда что-то шло не совсем так хорошо?» или, «Можете ли Вы привести пример из этой сферы, которым Вы не очень гордитесь?».

Если все-таки обнаруживается наличие отрицательных моментов в работе кандидата на прошлом месте — рекрутер будет пытаться найти подтверждения того, насколько часто такой негативный опыт встречался, был он исключением или правилом.

5. Повторение ключевых фраз соискателя

Это тонкая форма «зондирования» кандидата используется в сочетании с наиболее эффективным инструментом — молчанием. Суть данной техники в том, чтобы повторять или перефразировать ключевые заявления кандидата, после чего замолчать, кивать и заинтересованно смотреть на собеседника.

Данный метод позволяет выбрать суть из ответов претендента и узнать больше деталей. Например: «Итак, если Вы опоздали на работу на два часа, то на следующий день Вы придёте на работу на два часа раньше, чтобы восполнить пробел», — затем рекрутер молчит и ждет развёрнутого ответа кандидата на данное заявление.

6. Провокационные вопросы

Интервьюеры часто злоупотребляют провокационными вопросами, так как они позволяют им «играть мускулами» перед кандидатами. Данный стиль вопросов заставляет соискателя сделать непростой выбор. Например: «Что, по Вашему мнению, является меньшим злом: хищение или фальсификация?».

Однако существует тонкая грань между абсурдными и тщательно взвешенными продуманными провокационными вопросами. Большинство интервьюеров используют данную технику, чтобы исследовать процесс принятия решений интервьюируемого человека, ход его мыслей.

7. Наполовину верные рефлексивные вопросы

Данный стиль вопросов используется для того, чтобы разоблачить некомпетентных кандидатов, которые сопротивляются давать какую-либо информацию о себе и демонстрировать свои компетенции. Техника заключается в том, чтобы сделать лишь частично верное заявление и попросить соискателя согласиться с ним.

Например: «Я всегда считал, что обслуживать клиента можно только после оплаты им счета, не так ли?». Этот пример наполовину корректного рефлексивного вопроса всегда даёт рекрутеру занимательные ответы.

8. Наводящие вопросы

Интервьюер пытается привести кандидата к определённому типу ответа. Эти вопросы часто возникают случайно. Например, интервьюер может с гордостью рассказывать: «Мы — это быстро растущая компания, в которой существует постоянное давление, связанное с тем, чтобы уложиться в сроки и удовлетворить неизменно увеличивающийся список клиентов».

А затем спросить соискателя: «Как Вы справляетесь со стрессом?». Кандидат понимает, что для того, чтобы его приняли, ему необходимо ответить определённым образом и впоследствии действовать согласно сказанному. Поэтому эти вопросы применяют только после того, как устанавливают, что кандидат имеет свои взгляды или опыт работы в конкретной области.

9. «Наслоение» вопросов

Интервьюер действует как опытный журналист, когда применяет технику «наслоения» вопросов. Это тот случай, когда он один за другим задает все типы вопросов:

  • «Можете ли вы работать под давлением?» — закрытый вопрос.
  • «Расскажите о случае, когда вам пришлось работать под давлением» — открытый вопрос.
  • «Итак, сложно ли было уложиться в срок?» — повторение ключевых фраз соискателя.
  • «Как возникла данная ситуации?», «Кто нёс ответственность?», «Почему это допустили?»«Из-за чего возникла проблема?» — рекрутер не принимает первый ответ кандидата на вопрос и продолжает копать глубже и проверяет его истинность.

10. Вспомогательные вопросы

Применяют две методики «растягивания» вопроса.

1. Если рекрутер недоволен первым ответом и хочет получить больше информации, или настолько очарован ответом, что хочет услышать ещё что-то, говорит подобное: «Расскажите еще какие-то подробности по этому вопросу. Это очень интересно», или, «Вы можете привести мне другой пример?».

2. «Что Вы вынесли из этого опыта?» — отличная техника, которая дает возможность сделать дополнительную оценку кандидата.


Структурированные по форме вопросы на собеседовании — не редкость. Знайте, что они не случайны. Work.ua по-прежнему советует готовить ответы на подобные вопросы заранее и всегда задавать встречные вопросы рекрутеру на собеседовании.


По материалам: HRdocs


Також читайте

Коментарі (13)

Алексей Разумный, 07.09.2015, 18:26
Это ж в каких компаниях, на какие должности, задают такие вопросы?...
Фёдор Семёнов, 07.09.2015, 19:07
Как правило в достаточно крутых компаниях, где очень большая конкуренция на место... Там может быть даже двухуровневое собеседование, сначала такого характера как описано выше, а за тем непосредственно по специальности (должности) на которую претендует кандидат.
Ия Кринская, 10.09.2015, 15:42
Я знаю компанию, в которой работает около 100 человек. У них собеседование проходит в 9 (девять) этапов. Двухуровневое собеседование - это, как раз, нормально. А если больше 2-3 собеседований в компании, это маразм. Извините
Натaн Н, 07.09.2015, 22:48
На любой компаньи
На любую должность
Должен ты убогий
Отвечать вопросы
Как возник проблема
Под каким давленьем
У прыщавой HRюши
В мозге наслоенье
Александр Кисилевский, 31.05.2016, 21:00
как итог всего сказанного =)
Олег Олейник, 07.09.2015, 21:20
Статья ниочём. Просто тупая перепечатка с зарубежных сайтов которая 90% тем кто ищет работу никак не поможет. Это проще чем сделать свой сайт нормальным, что бы в рассылках было то, что тебе нужно а не как сейчас на вакансию системного администратора приходит и вакансии программиста и ремонтника очков и администратора бани.
Леонид Воснюк, 07.09.2015, 21:24
Например, «Как Вам удаётся работать в условиях стресса?» — легко, при условии адекватной(высокой) оплаты труда готов перенести любой стресс на работе. После работы сбрасываю стресс тяжелой тренировкой с персональным тренером в хорошем тренажерном зале, с массажем, банькой. Стресс можно сбросить купив что-то себе любимому(байк, горные лыжи) или брюлик любимой. А если на стресс на работе накладывается стресс от финансовых проблем дома - ищите дураков на такую работу, так и до психушки недалеко или спиться.
Евгений Тертыченко, 07.09.2015, 23:19
из моего опыта))) такие вопросы задают в "конторках" в которых зарплата 3 копейки, а желающих 158 человек на одно место))) например компании " Рога и Копыта" нужен менеджер активных продаж+своя база клиентов+автомобиль +,+,,,,,,,,,+,,+++++++,++++++ (обещают милллионы) пнх они такие.... ("конторки") а когда вы например "хаккер" все по другому) такие вопросы можете задавать ВЫ! Мораль басни такая, надо просто быть спецом своего дела!(только не в сфере обслуживания!) и тогда таких гнусных вопросов просто не будет!!! да да,,, и когда "хаккера" просят задержаться после работы он посылает начальника за биг маком и пивом) сам там был и видел) текст писал под пивом) на ошибки не обращайте внимания) всем удачного трудоустройства!!!
Наталья Желябина, 08.09.2015, 10:03
Поверьте, самый бОльший эффект от вопросов, заданных не в определенном порядке, а взразброс. Я так делаю очень часто. Кандидат приходит на собеседование подготовленным более или менее. Он готов о себе рассказывать по определенному плану (бывают даже очень впечатляющие презентации). Вопросы, заданные хаотично, сбивают кандидата немного с толку, его план немножко нарушается. В результате он раскрывается более, чем предполагал. Но главное - нужно уметь слушать и любить людей.
Ия Кринская, 10.09.2015, 15:44
Мое мнение, что сбивать такие вопросы могут только новичков, которые ищут максимум второе место работы. Если за плечами более 5 мест работы и сумасшедшее количество собеседований, то такого человека такими вопросами, как и голыми руками :), уже не возьмешь
Кристина Войцещук, 03.10.2016, 15:58
либо самый большОй, либо бОльший, товарищ рекрутер.
прежде чем подлавливать соискателей, постарайтесь самой не попасть впросак.
Елена Валентиновна, Энергия-С, ООО, 09.09.2015, 17:10
Рассказывать - это одно, а дело делать - это совсем другое!
В большинстве случаев, кто меньше разговаривает, тот лучше работает.
Леонид Воснюк, 09.09.2015, 17:48
А если работа связана с продажами и с обслуживанием клиентов? Коммуникабельность и умение красиво говорить выходит на первое место.

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар